17.10.2018 20:45
    Поделиться

    Цифровые технологии позволят увеличить добычу нефти на 5-10 процентов

    Еще лет пять назад выражение "цифровое месторождение" нефтяники использовали довольно редко. Сегодня - часто. И это, похоже, не словесная мимикрия с целью терминологически вписаться в эпоху перехода от третьей промышленной революции к четвертой. Все ведущие компании страны реализуют корпоративные программы цифровизации. Уже появились, правда не в России, первые буровые-автопилоты, которые качают углеводородное сырье и контролируют процесс практически без прямого участия человека. По оценкам экспертов, максимально возможная цифровизация производственных и сервисных операций, в первую очередь на давно разрабатываемых участках, на площадях с трудноизвлекаемыми запасами, позволит России нарастить добычу на 5-10 процентов.

    Вот какие, к примеру, технологические новшества появятся в ближайшие пару лет на одном из месторождений "Уватнефтегаза" на юге Тюменской области. Специалисты столичной лаборатории визуализации после всесторонней, с воздуха и земли, видео- и фотосъемки узлов центрального пункта сбора (ЦПС) нефти создали реалистичную трехмерную модель объекта. С помощью специальных очков можно видеть его объемно-пространственную структуру, наблюдать за динамикой процесса на так называемом 3D-столе. Все это впечатляет. А как имитационная модель будет работать в реальности?

    - Допустим, возникла ситуация, чреватая аварией: превышен объем поступающей в сепаратор нефтяной жидкости. Система, реагируя на данные телеметрии, предупреждает об опасности оператора, а тот дает команду задействовать резервный аппарат. После чего запускаются "зрячие" дроны с приборами биоанализа. В ходе автономного облета они по заданной программе проверяют, нормализовалось ли давление, нет ли утечек. Отпадает нужда в физическом участии человека, он только наблюдает за процессом, направляет его и при необходимости корректирует, - рассказывает ведущий руководитель проектов лаборатории Дмитрий Кондаков.

    Понятие "цифровое месторождение" подразумевает отслеживание онлайн самых разных производственных операций, поясняет он.

    - К примеру, транспортных перевозок: в любую секунду можно узнать, куда следует машина, с каким грузом, с какой скоростью, кто за рулем, достаточно ли в баке горючего. Привычные каски сменим на оснащенные GPS-датчиками: они измеряют пульс, температуру тела работников, сигнализируют, если чей-то организм находится в стрессовом состоянии. Все сведения стекаются в информационно-интеллектуальную базу, она показывает динамику процессов, выдает команды либо рекомендации. В ближайшие годы все это станет обыденностью, - уверяет эксперт.

    Многие видели по телевидению центр управления космическими полетами. Нечто подобное появится и в нефтянке

    Да, в следующем десятилетии в связи с широким использованием информационных технологий в отрасли произойдут кардинальные изменения, подтверждает заместитель главного инженера западносибирского подразделения ЛУКОЙЛа Дмитрий Баталов. За Уралом создан центр интегрированных операций, реализуется проект "Интеллектуальное месторождение" с управлением добычей на основе алгоритмов искусственных нейросетей с использованием математических (прокси) моделей. Грубо говоря, это суперкомпьютер, куда стекается информация о работе основных промысловых механизмов, а он предлагает параметры оптимальных технологических режимов.

    "Цифровой двойник", напротив, с действующими промыслами не связан, на нем обкатывают разнообразные сценарии разработки той или иной залежи, что позволяет выбрать лучшие варианты в соотношении затраты-скорость-прибыль-эффективность. Задача-минимум компании - за счет внедрения IT снизить расходы на ремонт оборудования на 15-20 процентов, а доход увеличить на 2-3. Цифровизация и роботизация позволят нефтяникам не только оставить в прошлом рутинный, малопроизводительный, тяжелый труд, но и, что еще важнее, значительно уменьшить риски травмирования работников, а также загрязнения окружающей среды.

    - Наверное, многие видели по телевидению центр управления космическими полетами. Нечто подобное появится в нефтянке, когда на каком угодно расстоянии от буровых можно будет онлайн наблюдать за процессом сбора жидких и газообразных углеводородов в глубинах земли, поведением пластовых структур, в том числе в ходе проведения операций гидроразрыва и химического воздействия. Конечно, это будет не видеорепортаж из преисподней планеты, а схематичная картина, складывающаяся из цифровых отображений механики "вторжения" в породы, - молодой ученый Антон Солодов говорит о перспективах чуть замысловато, но фантастическими его мысли не назовешь.

    Как известно, в городе на Неве "Газпром нефть" создала центр управления бурением "Геонавигатор". Информация сюда поступает в режиме реального времени. "Сразу и в Санкт-Петербурге, и на далеких месторождениях идет управление бурением сложных скважин по математическим моделям", - поясняет руководитель дирекции цифровой трансформации компании Андрей Белевцев.

    Эта самая трансформация, по его словам, с начала следующего десятилетия должна резко (не исключено, двукратно) ускорить реализацию крупных проектов по добыче углеводородов в арктических и других регионах.

    - Мы выбрали открытую форму цифрового развития, разрабатываем продукты совместно с ведущими игроками мирового рынка, сформировали кластер технологических центров - операторов разработок в области прикладных IT-решений. В стратегических планах - реализация около пятисот цифровых проектов, - делится замыслами Белевцев.

    Между тем

    По оценкам экспертов федеральной консалтинговой компании VYGON Consulting, в РФ к цифровым можно отнести 35 нефтяных проектов и пять газовых. С 2008 года суммарная добыча на "цифровых" месторождениях, среди которых, к примеру, и такой "старичок" как Самотлор, выросла на 10 процентов. По расчетам аналитиков, к концу следующего десятилетия посредством внедрения цифровых технологий предприятия отрасли способны дополнительно добыть 155 миллионов тонн нефти.

    Поделиться