В Екатеринбург на два месяца привезли шедевр Греза

Выставка одной картины - традиционная составляющая ежегодных Дней Эрмитажа в Екатеринбурге. В этот раз на два месяца музей привез "Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания" Жана-Батиста Греза.

Уральский промышленник Никита Демидов скупал работы художника, что называется, на корню и даже жил с ним в одном доме в Париже во время трехлетнего путешествия по Европе. Хозяин тагильских заводов купил у Греза 25 картин. Через сто лет полотна оказались во Флоренции, на вилле Сан-Донато, и их продал на аукционе (недорого) Павел Демидов - двоюродный правнук Никиты, желавший обратить свое наследство в наличные.

Навязчивое морализаторство Греза пришлось по душе русским коллекционерам - с легкой руки царицы. По совету Дидро художника материально поддержали Екатерина Вторая и ее сын Павел. Греза приобретали, например, Иван Тургенев и брат Петра Чайковского Модест.

В свое время Жан-Батист Грез был чрезвычайно модным художником, любимцем русской аристократии. Его произведения - не столько выдающаяся живопись, сколько театр или нравоучительная литература: в картинах-спектаклях изящные, мило написанные люди совершают хорошие или дурные поступки, за что их там же, на холсте, настигает награда или наказание.

"Балованное дитя" вместо того чтобы съесть "ложку за папу", скармливает суп спаниелю. По задумке художника, зритель должен преисполниться негодованием к плохо воспитанному мальчишке и чересчур снисходительной мамаше с очень глубоким декольте.

Написанное два с половиной века назад полотно сохранило актуальность: в интернете таких дам называют "яжемать". С боевым кличем "этожеребенок" они одной левой расталкивают пассажиров в набитом автобусе. "Когда женщина делает из ребенка идола, она увеличивает его слабость. Погружая детей своих в негу, она подготавливает их к страданию", - писал Руссо. В общем, в будущем ребенку придется несладко.