Как вы пришли к року, как возникла группа "Крестный папа"?
Сергей Безруков: Я мечтал об этом с детства. Актерская профессия давала мне возможность петь со сцены, в кино были закадровые романсы... Но в рок как в состояние души я ударился благодаря фильму "Заповедник" по мотивам повести Довлатова, из-за него я занялся им профессионально. Я был продюсером фильма и сыграл в нем главную роль, и мой герой стал не писателем, как у Довлатова, а рок-музыкантом. В этой ипостаси я чувствовал себя очень органично - мы записывали песни, это был такой драйв! Потом появилась группа "Крестный папа". В нынешний день рождения я решил проверить свои силы, собрать публику в "Крокусе" и рвануть настоящий рок-концерт.
Вы поете песни на стихи Есенина, перепеваете Высоцкого - это очень народный репертуар, непохожий на классический рок. Популярность "Крестного папы" напоминает успех народного сериала "Бригада": его взахлеб смотрела вся страна, она, наверное, пользовалась популярностью и среди криминального мира. Вы ощущали какой-то отклик с той стороны?
Сергей Безруков: Честно говоря, нет. Иногда в ресторанах издалека кивали какие-то серьезные люди... Но я с такой публикой не пересекался, и история была выдуманная. Но она была правдивой - вот в нее и поверили. Персонажи совершенно никого не копировали, но стали самодостаточными.
Всему свое время: мне бы хотелось, чтобы сейчас обратили внимание на сериал, который выйдет в ноябре на канале "Россия", чтобы люди заметили восьмисерийную историческую сагу "Годунов". Я играю там главную роль. По тому, как мы показываем XVI век, по проработке кадра, по атмосфере того времени это выдающийся фильм. Думаю, он захватывает не менее, чем "Бригада".
Глядя на то, как много и разнообразно вы работаете, поневоле вспоминаешь вашего учителя Табакова. У него тоже была страсть и к актерской игре, и к строительству театра...
Сергей Безруков: Когда мы открывали сезон, кто-то из журналистов сказал, что атмосфера нашего театра напомнила ему "Табакерку". В том, что сбор труппы стал праздником, в теплоте общения, с его точки зрения было нечто табаковское. Этот студийный дух я взял из своей родной "Табакерки", и стараюсь беречь его в Московском губернском театре.
Вы очень рано добились успеха, и тот был совершенно оглушительным. Заслуженный артист в 28 лет, народный в 35... Легко ли это выдержать?
Сергей Безруков: Для меня всегда была главным работа на износ. Сериал "Бригада" в одночасье стал настолько популярным, что нас узнавали на улицах, за нами ходили толпы фанатов, в нас играли. А многие коллеги признавали нас с трудом: им была не по душе наша слава.
Зато она дала возможность реализовывать свои проекты, то, что я давно мечтал сыграть - предложений было море. Главным было научиться отказывать: тиражировать себя в амплуа "Бригады" мне не хотелось.
Я отказывался от предложений подобного рода и искал парадоксальные, неожиданные роли. Хотелось быть разным - этому меня учили мои учителя. До этого сериала у меня в основном были театральные успехи. Поставленный в 1995 году спектакль "Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" стал серьезным событием в моей жизни - я впервые испытал, что такое, когда аплодисменты не смолкают. А мне было всего 23 года... Когда в 23 года ты получаешь Государственную премию за роль Есенина, это серьезное испытание славой. Тут нужно просто продолжать работать - я и продолжал. Да и сумасшедшая телевизионная популярность, которая пришла после "Бригады", не означала, что нужно остановиться и расслабиться. Я стал осмотрительнее, и проекты, которые были потом, не принесли славы "Бригады" - но я делал то, что хотел.
Те роли, которые я играл потом, были совершенно неожиданными. И в Чичикова, и в Фигаро, и в Высоцкого был вложен огромный труд, каждая роль стала испытанием.
Кто стал главным человеком вашей жизни, сильно повлиял на судьбу?
Сергей Безруков: Прежде всего, это мой отец, артист Виталий Безруков. Он работал в Пушкинском театре, и я бывал там много раз, пересмотрел все спектакли. "Разбойники" в Пушкинском были знаменитым спектаклем, и я помню отца в роли Карла Моора. Я смотрел "Разбойников" в пять-шесть лет и мало что понимал в трагедии Шиллера, но я плакал вместе с игравшим главную роль отцом. Я рос за кулисами, и мне очень нравилась театральная атмосфера.
Отец с детства готовил меня к сцене. Он проверял мои силы: к 45-летию Победы отец поставил первый акт пьесы Арбузова "Мой бедный Марат" в актовом зале нашей школы, и я играл Леонидика. В 14 лет я играл в школьном спектакле Ромео, практически своего ровесника, а поставивший спектакль отец - монаха. Он приглядывался к моим ролям, в школьных спектаклях, которые он ставил с нами, видел, насколько я превращаюсь в персонаж, подлинны ли мои эмоции... Потом он готовил меня к поступлению в Школу-студию МХАТ. Я был принят на курс Олега Павловича Табакова, мастера, который учил нас выживать в этой профессии. Учитель, мастер, сэнсэй. Безусловно, он оказал на меня большое влияние.