Помимо прочего в УПК планируется закрепить норму, что назначение защитника осуществляется с помощью автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами. Кого выберет программа, тот и придет.
Специализированные компьютерные программы для распределения поручений уже успешно используются адвокатурой в семи регионах. Еще в девяти регионах распределение осуществляется сотрудниками Сall-центров. Как сообщают разработчики проекта, Федеральная палата адвокатов заканчивает работы по созданию единой программы АС "АдвокатураПлюс", которая позволит осуществлять автоматическое распределение поручений по назначению между защитниками как с использованием Call-центра, так и полностью в автоматическом режиме.
После апробации системы на площадках ряда адвокатских палат в регионах программа будет скорректирована. Одновременно с этим, как рассказывают авторы проекта, "будут скорректированы соответствующие положения в целях использования автоматизированной информационной системы в качестве единственного способа назначения адвокатов (исключение предусмотрено только для отдаленных и труднодоступных районов страны)".
Также минюст предлагает внести в УПК норму, по которой показания подозреваемого, обвиняемого, данные следствию с участием защитника, назначенного с нарушением требований, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами. Проще говоря: надавить на человека при молчаливом присутствии удобного (или, как еще говорят, карманного) адвоката будет бессмысленно. В суде обвиняемый сможет отказаться от показаний, и судья будет обязан отбросить прежние протоколы. Силу будут иметь только показания, данные в присутствии правильно назначенного адвоката. Сегодня же в таких ситуациях суд часто оставляет в силе старые показания, мол, им можно верить, а сейчас человек пытается вывернуться.