В ближайшее время рыночная доля "топов" может еще вырасти. C 1 января 2019 года вступят в силу новые требования к уставному капиталу страховщиков. Его минимальный размер будет поэтапно повышен со 120 до 300 миллионов рублей, а для занимающихся страхованием жизни - с 240 до 450 миллионов. Компании, занимающиеся перестрахованием, должны будут иметь капитал не меньше 600 миллионов рублей (сейчас - 450). А компании, занимающиеся ОМС, должны нарастить минимальный уставный капитал до 120 миллионов рублей к 2020 году.
В Центробанке "РГ" рассказали, что изменение требований к размеру минимального уставного капитала страховщиков направлено на повышение их финансовой устойчивости и платежеспособности. "Законом предусмотрен более чем трехлетний переходный период, в течение которого действующие страховые организации должны осуществить соответствующую докапитализацию. Полагаем данный срок достаточным для приведения деятельности страховщика в соответствие с требованиями действующего законодательства, - прокомментировали в Банке России. - Одновременно отмечаем, что на сегодняшний день уровень капитализации страхового рынка находится на достаточно высоком уровне, и законодательные изменения не окажут значительного влияния на ландшафт страхового рынка в целом".
Сегодня, как рассказали в ЦБ, без учета переходного периода новым требованиям не отвечает ряд страховщиков, на которых приходится менее 20 процентов сборов по рынку.
- Если говорить о страховом секторе в целом, то, на наш взгляд, его положение сравнительно стабильно, - полагает директор группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Алексей Бредихин. - Основные игроки обладают достаточными ресурсами для преодоления среднесрочных рисков.
Новые требования к капиталу, как отметил эксперт, создают угрозу существованию небольшим страховым компаниям, которые не имеют возможности увеличить уставный капитал. Очевидно, что клиенты таких компаний будут переходить к более крупным страховщикам.
В последнее время новых страховых компаний на российском рынке практически не появляется. Наоборот, происходит постоянное сокращение количества компаний за счет ухода с рынка, а также объединения страховщиков. Так, на конец 2017 года, по данным ЦБ РФ, на рынке действовали 226 компаний, а к концу первого квартала этого года их осталось 223. Одна компания покинула рынок добровольно, остальные были лишены лицензии за нарушения законодательства.
Количество участников рынка во втором квартале сокращалось быстрее, чем в первом, отмечают в Национальном рейтинговом агентстве (НРА). Всего по итогам первого полугодия были отозваны лицензии у 13 страховщиков, из них шесть компаний добровольно отказались от ведения деятельности. По данным ЦБ РФ, в реестре субъектов страхового дела на конец полугодия было зарегистрировано 210 страховых компаний (в том числе 41 страховщик ОМС), четыре специализированных перестраховщика и 12 обществ взаимного страхования.
- Появление новых компаний возможно в случае быстрого роста спроса на страхование, которого мы в настоящее время не ожидаем, - отметил Алексей Бредихин. - Даже в сегменте страхования жизни, показывающем высокие темпы роста, не произошло появления новых страховщиков. С точки зрения маржинальности наилучшие результаты у страхования имущества и банкострахования, однако новым компаниям довольно сложно войти в эти сегменты.
Сами страховщики считают, что если на рынке и будут появляться новые игроки, скорее всего, это будут не универсальные, а отраслевые компании.
- Например, специализирующиеся на страховании жизни, телемедицине или только на работе в онлайне, - привела пример генеральный директор "Уралсиб Страхование" и "Уралсиб Жизнь" Мария Мальковская. - Маржинальность страхового рынка зависит не столько от вида страхования, сколько от работы самого страховщика в области андеррайтинга. Любой, даже очень маржинальный сегмент, может стать убыточным при неверном подходе к работе страховой компании. Если выделять отдельные сегменты, то мы бы отметили наибольшую привлекательность таких видов, как страхование имуществам, грузов, каско.
По данным НРА, в последнем сегменте сохраняется высокий уровень конкуренции: здесь работают 100 компаний (из них только 64 компании заключили больше 200 договоров за полгода), а совокупная доля 10 крупнейших страховщиков автокаско составляет 85 процентов. 20 компаний имеют коэффициент выплат больше 100 процентов, однако для 13 из них доля автокаско в портфеле не превышает 5 процентов. Для остальных страховщиков этот сегмент рынка остается довольно прибыльным, отмечают в агентстве.
Наиболее конкурентный сегмент - автострахование, полагает Алексей Бредихин. В нем нет явного лидера, который был бы на голову выше конкурентов. Также, по словам эксперта, сравнительно высока конкуренция в сегменте страхования жизни, а в остальных сегментах она достаточно ограниченна и нет предпосылок к ее усилению.
Мария Мальковская, наоборот, считает, что конкуренция на рынке усиливается, это подкрепляется и тем, что многие игроки покинули рынок либо свернули отдельные направления деятельности. Однако специфика этой конкуренции уже не завязана только на цене, как это было раньше.
- Сейчас компании борются за каждого клиента и стараются не только продать ему полис, но и удержать его как можно дольше, - пояснила эксперт. - Поэтому конкурентоспособными будут компании, которые сейчас активно занимаются улучшением клиентского сервиса, разработкой дополнительных опций и возможностей, качеством процессов урегулирования. А также те, кто сможет без проблем выдержать регуляторную нагрузку и изменения в операционной деятельности, связанные с ней. Для клиента усиление конкуренции будет скорее положительным, поскольку компании будут предлагать действительно ценные и удобные продукты.
Тем временем страховщики по-прежнему лидируют среди всех нефинансовых организаций по числу жалоб клиентов. По данным ЦБ за август, на них приходится 61 процент всех жалоб (4,2 тысячи) - это на 1 п.п. больше, чем в июле. Подавляющее большинство жалоб связано с ОСАГО (81 процент), причем чаще всего клиенты недовольны тем, как страховая компания рассчитала коэффициент "Бонус-малус", от которого зависит стоимость полиса. На такие жалобы пришлось 54 процента.