Кисти первой величины

В Могилев привезли полотна, ни разу не покидавшие стен Третьяковской галереи
Философское полотно "Над вечным покоем" Левитана, "Февральская лазурь" Грабаря, живописная "Красная комната" Жуковского... В музее Бялыницкого-Бирули в Могилеве впервые представлено 20 шедевров мировой живописи из фондов Третьяковской галереи и Национального художественного музея Беларуси. Как отметил на открытии совместного проекта "Бялыницкий-Бируля и художники его круга" Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, нельзя недооценивать роль культуры в межгосударственных взаимоотношениях:

- Я был в Тверской области, на "Чайке" - даче Бялыницкого-Бирули - художника, творчество которого связало два наших братских народа неразрывной нитью. Теперь вот присутствую на открытии его музея в Могилеве. Развитие региональных кунсткамер трудно пере­оценить. Они - обязательный элемент культуры. Если нет места, где можно познакомиться с историей, биографией известных земляков, город, по сути, становится мертвым. Музей в Могилеве, уверен, станет центром музейной деятельности двух стран - Беларуси и России.

Музей Бялыницкого-Бирули в бывшем доме купцов Оношко разместился в 1982 году. В 2013-м был закрыт. И вот после масштабной пятилетней реконструкции, на которую потратили 1,5 миллиона долларов, обрел новую жизнь. Сегодня тут выставлены полотна, до этого ни разу не покидавшие стен Третьяковки. Одно из них - раннее произведение Бялыницкого-Бирули "Из окрестностей Пятигорска", которое в 1892 году купил для своей коллекции Павел Третьяков, крайне редко обращавший внимание на студенческие работы. Впервые уехала из "Третьяковки" и картина "Над вечным покоем", написанная Левитаном на даче "Чайка" Бялыницкого-Бирули в Тверской области. "Чайка", где Витольд Каэтанович прожил более 50 лет, была центром притяжения мастеров искусства: в гости к "белорусскому Левитану" приезжали Коровин, Грабарь, Моравов.

Как отметила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, на выставке в Могилеве и собраны произведения мастеров, с которыми Витольд Каэтанович дружил и вместе творил.

Заведующая музеем Бялыницкого-Бирули Светлана Строгина говорит, что эта традиция творчески развивается и в наши дни:

- С российскими коллегами мы дружны давно, вместе проводим международный пленэр "Образ Родины в изобразительном искусстве". Он стартовал в 1995 году - в память о нашем великом земляке. В 2017-м, к 145-летию со дня рождения Витольда Каэтановича, мы снова обратились к его творчеству. Мастера кисти из разных стран проехали по его родным местам, где написали полотна, впоследствии занявшие достойное место в музейных коллекциях.

В местечке Крынки около Белыничей, где родился пейзажист, в дни форума побывали директора региональных музеев Беларуси и России. В их числе - руководитель Центра культуры и искусства "Дача "Чайка" Елена Тимакова:

- Впервые я приехала на Могилевщину в 2017-м, а сегодня вижу, как много изменилось за год. В Могилеве после реставрации открыт музей Витольда Каэтановича, теплые впечатления у нас от Крынок, от Белыничского художественного музея. В "Чайке" в прошлом году мы к 145-летию Бялыницкого-Бирули проводили детский пленэр. Есть идея сделать его международным, закольцевать маршрут: Могилев - Удомля - академическая дача Репина - Михайловское - музей-усадьба Репина "Здравнево" под Витебском. А еще - организовать аналогичный взрослый пленэр.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.