Впрочем, возможно - это лишь первый такой фильм, ведь картина Дано выглядит автобиографичной, словно автор исследует то, что сам хорошо знает. Если это так, то вторую режиссерскую работу Дано следует ждать с большим напряжением - как он будет снимать на другую тему. Если не так, хочется выразить уважение ему вдвойне - за тонкое проникновение в непростой предмет человеческих отношений. Чем именно близок Дано роман "Дикая жизнь" лауреата Пулитцеровской премии Ричарда Форда, который лег в основу его кино - тема, скорее всего, слишком личная, но она полностью подчинилась режиссеру.
Фильм рассказывает историю взросления подростка Джо в Монтане 50-х годов прошлого века, которому предстоит узнать, что жизнь - не радужный праздник. На примере своих родителей, которые переживают непростой период в отношениях. Паренек, исполняющий главную роль, настолько похож на самого Пола Дано, что не оставляет зрителю выбора - сразу же происходит идентификация его с известным актером и режиссером-дебютантом. Хотя в послужном списке молодого актера Эда Оксенбульда - он играет эту роль - уже более 10 картин, работа в "Дикой жизни" выглядит и его дебютом - настолько по-новому раскрывает его режиссер.
Подростки в трудных ситуациях ведут себя по разному, но перед нами - хорошо воспитанный юноша, который рассматривает жизнь, как исследователь бабочку - без лишних эмоций, но с неподдельным интересом, местами похожим на научный. Вначале парню предстоит узнать, что, образно говоря, работа - волк. Его отец - в этой роли Джейк Джилленхолл - никак не может найти достойную работу и удержаться на ней, чтобы нормально содержать семью, из-за чего семья вынуждена постоянно переезжать. Проблема в том, что он - Бринсон - слишком хороший и честный человек и не умеет лукавить и приспосабливаться. Да еще и имеет понятие о гордости, чести и достоинстве. Мать - в исполнении Кэрри Маллиган - умна и амбициозна, а еще - бывшая королева красоты. Она пытается управлять мужем и в какой-то момент передавливает в стремлении создать идеальную семью. Огонь бушует не только внутри этих отношений, но и снаружи - в округе свирепствуют лесные пожары. И герой Джилленхолла решается практически на верную гибель - идет в пожарники, чтобы заработать. Сцена лесных пожаров, бороться с которыми практически бессмысленно, тем более, что нет новых технологий - время действия, напомню, середина прошлого века - сильнейшая в фильме. Всепожирающий огонь, как пламя самой жизни, не щадит никого и ничего.
Жена новоиспеченного пожарника обескуражена и не может понять и принять такое решение мужа. Ей кажется, что причина - проста и объяснима. Другая женщина. Не в силах вынести муки непонимания и ревности, она ищет стабильных отношений с богатым и устоявшимся пожилым некрасивым вдовцом. За метаниями и ложью растерявшейся и потерянной матери и наблюдает наш взрослеющий герой.
Ему предстоит понять, что жизнь - умение прощать, даже если предательство выглядит вопиющим. Реальность изо всех сил делает его философом. Молчаливым, вежливым внешне, но беспокойным внутри, что выдается только взглядом. Родители не могут принять и понять свои отношения, но мальчик - мудрее их обоих, и в конце концов, он выберет профессию наблюдателя - фотографа и с помощью своих нехитрых инструментов - света, камеры, студии - сотворит небольшое чудо и с отношениями внутри собственной семьи.
В фильме Дано все хорошо знакомо каждому, кто переживал нечто подобное. Немало зрителей почувствуют себя его героями. Но только ли этим объясняется успех картины, которая, будучи впервые показанной в январе этого года на престижном американском фестивале "Санданс", сразу же была высоко оценена и прошла по лучшим киносмотрам мира. Главное достоинство этой картины - ее искренность. В ней нет ни грамма фальши. То уважение и доверие, с которым Дано относится к тем, кому рассказывает историю, приводят к возникновению ответных чувств. Зритель проникается к режиссеру Полу Дано, дает ему свою руку и охотно идет за ним в кинематографический мир.
Кстати
Пол Дано, которого российский зритель знает и любит по фильмам "Нефть", "Молодость", "Руби Спаркс", "Маленькая Мисс Счастье" и другим, особенно близок нам благодаря роли Пьера Безухова в сериале "Война и мир". Актер охотно снимается в сериалах - в пример можно привести "Клан Сопрано". И буквально на днях на рынке контента MIPCOM в Каннах первые представители индустрии увидели новую сериальную работу актера Пола Дано. В мини-сериале, где в качестве режиссера выступил другой актер - Бен Стиллер - "Побег из Даннемора". Пол Дано играет в фильме заключенного, который вступает в романтические отношения с некрасивой, но замужней надзирательницей тюрьмы Даннемора. Та, в свою очередь, помогает ему и еще одному заключенному совершить побег из исправительного учреждения. Наряду с другими звездами сериала - Бенисио дель Торо, Патришей Аркетт, Бони Хантом, Эриком Ланжем - список звезд довольно большой - Дано продемонстрировал новую незаурядную работу.