В четверг глава кабинета министров прибыл в Брюссель, где представляет страну на двенадцатой встрече стран - участниц форума "Азия-Европа" (АСЕМ). Девиз очередного саммита - "Европа и Азия: глобальные партнеры в решении мировых проблем". Его участники намерены обсудить вопросы продвижения практического сотрудничества на приоритетных направлениях, обменяться мнениями по широкому кругу актуальных мировых и региональных проблем. У Дмитрия Медведева запланирован ряд двусторонних встреч. В частности, состоятся переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель, премьер-министром Бельгии Шарлем Мишелем, коллегой из Камбоджи Хун Сеном. Также во время форума возможны встречи с премьер-министром Словении Марьяном Шарецем и председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером.
Разговоры о сотрудничестве - особенно это касается России и западных стран - сегодня часто упираются в проблемы геополитического характера. Накануне саммита АСЕМ глава правительства дал интервью телеканалу Euronews, в котором, конечно же, зашел разговор об этих непростых отношениях и продолжающейся антироссийской кампании. Ситуацию в тех же США он обрисовал как антироссийскую истерию. "Мы же прекрасно понимаем: все, что связано с Россией, сейчас в США преследует другую цель - это внутриполитические разборки. По сути разборки между республиканцами и демократами, разборки внутри Республиканской партии", - считает Медведев.
И если в первые месяцы президентского срока Дональда Трампа в России еще были какие-то мысли, что он сможет взять курс на построение конструктивного партнерства с нашей страной, то сейчас таких надежд нет. "Его подозревают в каких-то симпатиях к нашей стране, хотя, собственно говоря, он ничего с точки зрения радикального улучшения отношений между нашими странами пока не сделал. И вряд ли способен сделать - именно в силу давления, которое на него оказывается", - полагает глава кабинета министров.
То же самое касается и европейских стран. В 90 процентах из 100 преследуются абсолютно внутриполитические цели: сохраниться у власти, сформировать правительство, добиться еще каких-то результатов, но не повлиять на позицию России. "На нее повлиять невозможно. Все это прекрасно понимают", - заявил премьер. Особенно пострадали именно отношения России и Евросоюза, причем из-за скоропалительных решений, принятых в Брюсселе. "И, как мне кажется, расплачиваются за эти решения - еще раз подчеркиваю, не мы были их инициаторами - те, кто живет в Европейском союзе", - подчеркнул председатель правительства. После объявления санкций товарооборот упал с 430 до 220 миллиардов евро. "Возникает вопрос: что на этом потеряла Европа? А потеряла она рабочие места. Потеряла прибыль. Потеряла уверенность", - обратил внимание Медведев.
В Москве понимают, что санкционное давление может пойти по нарастающей, в том числе затронуть банковский сектор страны. "Санкции в отношении банковского сектора - это действительно объявление торговой войны. Это наиболее тяжелые санкции", - сказал премьер-министр.
Но российская экономика способна адаптироваться к любым формам давления: "Нет никаких сомнений, что мы подобного рода давление сможем преодолеть". "Вопрос только в том, зачем это надо, - предложил Медведев задуматься. - Вопрос именно в том, что это разрушает международный порядок, в том числе международный экономический порядок".
На Западе же гадают, каким образом Россия может ответить. Порой звучат предположения о военных мерах. "Совершенно исключено в современном мире, - успокоил премьер-министр. - Мы же ответственное государство и постоянный член Совета Безопасности ООН". В то же время формы реагирования могут быть разные и необязательно симметричные. "Вовсе не обязательно реагировать на какие-то экономические угрозы или экономический шантаж адекватным экономическим путем", - считает председатель правительства.
Он еще раз напомнил, что любые санкции ведут не к светлому будущему, а в тупик, и призвал всех в принципе быть сдержанными в оценках: "Оценки, которые даются целым рядом стран, не соответствуют действительности, в том числе английская позиция по известному делу".
Высказывать свои оценки российская сторона никому запретить не может, но и за собой оставляет право с большинством из них не соглашаться. Однако при этом не считает правильным уклоняться от диалога. "Мы считаем, что сотрудничать лучше, чем отказываться от сотрудничества, общаться лучше, чем не общаться, договариваться лучше, чем находиться в каких-то контрадикциях, противоречиях. Развитие лучше, чем стагнация", - объяснил Дмитрий Медведев главную цель своего участия в саммите АСЕМ.