- "Русские воевали и победили не умением, а числом" - любимый тезис противников Победы 1945 года, - говорит старший научный сотрудник НИИ военной истории академии Генштаба ВС РФ Владимир Фесенко. - При этом дается статистика потерь в войну: СССР - 8,8 млн военнослужащих, вермахт - 7,2 млн. Тут две неувязки: в потери фашистов не включены союзники объединенной Европы, воевавшей против СССР, - военные Венгрии, Италии, Словакии, Румынии и т.д. - всего 14 стран. Вторая неувязка: в число потерь СССР входят около 1,2 млн военнопленных, более 60 процентов которых погибли в плену. И выходит, что потери сопоставимы.
"Борьба за статистику", считает Фесенко, прелюдия исторической битвы за Победу. Так в околонаучных кругах ФРГ и США набирает обороты "исследование", по которому "победу в танковом сражении под Прохоровкой (на Курской дуге. - Прим. ред.) в 1943 году одержали немцы, а не русские". Довод строится на том, что у немцев была сильнее техника - танки "Тигр" и САУ "Фердинанд", заставившая "русских отступать два раза". А вермахт в итоге отступил якобы потому, чтобы "не разрывать фланги своих войск".
- Сила аргумента - Красная армия под Прохоровкой отступала два раза, - комментирует ведущий научный сотрудник НИИ военной истории академии Генштаба ВС РФ Валерий Маковский. - Его слабость - Т-34, да, уступал по боевым характеристикам немецким танкам, что заставило Красную армию отступать. Однако затяжные бои и военное искусство русских показали два новых измерения войны: Т-34 легко ремонтировался "на коленке" в военно-полевых условиях, то есть простым солдатом, а немецкая техника вывозилась на ремонт в стационар - Харьков, Белгород, Кривой Рог. Отсюда - потеря времени и цена подвига рядового солдата. Ведь чего не хотят признавать оппоненты Победы? Того, что на 1943 год пришлось четыре глобальных битвы Второй мировой войны - Сталинградская, Курская, битва за Днепр и освобождение Киева. Во всех битвах СССР победил в одиночку, хотя его с 1942 года кормили обещаниями открыть второй фронт. И после Прохоровки и Днепра СССР один перешел в тотальное наступление.
Ученые убеждены, что есть у новой попытки пересмотра истории и "шкурная" цель. Когда западные историки упрекают СССР в "умении воевать числом", они умалчивают одну деталь: в 1943 году вермахт, понимая, что теряет шансы на контрнаступление, перешел к "тактике выжженной земли", уничтожая людей, города и их экономику. СССР спешил, понимая, что спешка оборачивается ростом жертв. Теперь ему за Победу мстят тактикой выжигания истины.