В Центр поступил мужчина с диагнозом "рак почки". Ситуация осложнялась тем, что это его единственная почка. Опухоль поражала ровно ее половину и в виде опухолевого тромба выходила в нижнюю полую вену. К счастью, остались незатронутыми болезнью венозные магистрали, идущие от здоровой половины почки. Это был редкий шанс, которым воспользовались хирурги. Они решили пойти не по простому пути - удалить сразу всю почку, а попытаться убрать только опухоль и тромб, сохранив половину органа.
- Работа собственной почки в организме, даже если это лишь половина ее, заведомо лучше, чем "искусственная почка", то есть пожизненная зависимость человека от процедуры гемодиализа. Трансплантация донорского органа в таких случаях не всегда возможна. Наше решение было продиктовано желанием сделать для пациента максимум из возможного, - поясняет онкоуролог Александр Грицкевич.
Оперировала бригада ведущих специалистов центра - сосудистый хирург доктор медицинских наук Андрей Зотиков, онкоуролог доктор медицинских наук Александр Теплов, онкоуролог кандидат медицинских наук Александр Грицкевич. Сначала хирурги извлекли больную почку из организма пациента, поместили ее в специальный охлаждающий раствор. Удалили половину органа, пораженную опухолью, и одновременно извлекли опухолевый тромб из нижней полой вены. Затем предстоял не менее сложный этап - возвращение почки на место, когда необходимо восстановить все сосуды, вплоть до мельчайших, чтобы почка вновь начала кровоснабжаться и работать. Это "высший пилотаж" сосудистой хирургии. Через несколько дней после операции оставшаяся половина почки "включилась". Сейчас уникальный пациент уже дома, его состояние удовлетворительное.
- Как и в других странах, в России экстракорпоральные резекции единственной почки выполняются лишь в единицах медцентров, поскольку эти операции сопряжены с большими техническими сложностями и невероятно трудоемкие. Заниматься онкохирургией в таком варианте способны не просто очень высокопрофессиональные и смелые люди, настоящие подвижники, - сказал директор НМИЦ хирургии имени Вишневского, академик РАН Амиран Ревишвили.
За всю историю медицины в мире выполнено не более пятидесяти подобных операций.