18.10.2018 05:25
    Поделиться

    Как изменит дальневосточный рынок такси закон об агрегаторах

    В Госдуме готовят поправки к закону о такси. В документе, в частности, пропишут понятие агрегаторов и требования к ним. Задача - ввести в правовое поле многочисленные диспетчерские и интернет-службы по заказу "шашечных" машин. О том, насколько подобные сервисы вошли в жизнь дальневосточников, узнали корреспонденты "РГ".

    Запретить нельзя легализовать?

    Рынок пассажирских перевозок в Благовещенске не избежал серьезных изменений в связи с продвижением в регионы агрегаторов. Основная проблема, разумеется, деньги. Агрегатор может назначить стоимость проезда существенно ниже, чем предлагает за аналогичные услуги транспортная компания. Он работает как с легальными перевозчиками (зарегистрированными ИП, например), так и просто с обладателями автомобиля, которые устанавливают мобильное приложение (а нередко и не одного оператора) и возят пассажиров, не получая на это лицензии и не платя налоги. Агрегатор также не тратится на содержание парка и контроль за водителями.

    - Я раньше сотрудничал с местной компанией, но ушел от них на Яндекс.Такси. Получается зарабатывать больше, - говорит водитель авто, представившийся Сергеем. - Для оформления ничего не нужно, кроме прав и ПТС. Вроде смотрят еще стаж. Условия меня устраивают. Говорят про возможный запрет приложений. Бред это! Джинна выпустили из бутылки, и обратно его не запихнуть.

    В министерстве транспорта и строительства Амурской области считают, что просто запретить невозможно.

    - Эта проблема требует прежде всего общественного обсуждения, - говорит первый заместитель министра Валерий Ухов? - Кстати, мои коллеги, да и я сам тоже, бывает, пользуемся услугами агрегаторов…

    Леонид - водитель желтого автомобиля с "шашечками", работает легально и потому штрафов не боится.

    - Мне, например, не принципиально, на кого работать, - говорит он. - Разрешение у меня есть. Но я принимаю заказы через два приложения: так выгоднее - могу выбирать. А для пассажира далеко не всегда все решает цена.

    Эксперты считают, что борьбе с нелегалами мешает несовершенство законодательства.

    - Штрафы очень маленькие, - подчеркивает консультант отдела министерства Иван Курицын. - Ежегодно количество протоколов за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, составленных сотрудниками полиции, увеличивается. При этом нарушителей меньше не становится. Сейчас они этот штраф практически не чувствуют. Но если сумма станет в несколько раз больше, задумаются: может быть проще легализоваться…

    Поездка онлайн

    В Хабаровске действуют и Maxim, и Rutaxi, и Яндекс.Такси. У меня на смартфоне установлены все три приложения. Удобно - в путешествиях по стране всегда могу вызвать машину, не боясь, что, опознав во мне приезжую, таксист решит "накрутить" цену. К примеру, недавняя поездка через программу от вокзала до пункта назначения в незнакомом городе обошлась мне в 123 рубля, а моим друзьям, которые ехали на то же расстояние и договаривались напрямую с водителем, - в 250.

    Вызов такси каждый раз начинается с небольшого мониторинга цен. Определять самую низкую стоимость приходится, потому что она меняется ежеминутно в зависимости от расстояния, времени суток, погоды и количества массовых мероприятий в городе. Часто разница небольшая в пять-десять рублей, но порой достигает 50 и больше. В среднем поездка по Хабаровску составляет от 100 рублей (на небольшое расстояние) до 350 (из одного конца города в другой).

    С приходом на острова многочисленных диспетчерских служб и интернет-сервисов сахалинские таксисты потеряли до трети выручки

    Об интересах водителя приложение тоже думает.

    - Когда мы закончим поездку, вам предложат поставить оценку, это определяет мой рейтинг. В то же время меня попросят оценить вас как пассажира, - рассказала Ирина Нестерова, которая приехала ко мне после оформления заказа в Яндекс. Такси. - Если кто-то из клиентов ведет себя некультурно, его рейтинг снижается, и в следующий раз таксист может не согласиться взять заказ.

    Минусы тоже есть. Если машина не едет к клиенту слишком долго, и он свяжется с оператором (звонки из приложения бесплатны), это мало что изменит. "В вашем районе машин нет. Ждать будете?" - как роботы, повторяют девушки, не отвечая на вопрос, получится ли вообще дождаться такси. Диспетчер фирмы, у которой каждый водитель официально числится на работе, обычно может дать разъяснение. Реже случается и такое, что водитель уже по дороге к клиенту отменяет заказ, и поиск машины начинается заново.

    Спрос есть

    По данным ГИБДД, в Сахалинской области более 200 тысяч личных автомобилей. При этом жителей чуть менее полумиллиона. В областном центре, где проживает сорок процентов населения, развитая маршрутная сеть общественного транспорта. И наряду с этим транспортным разнообразием сохраняется высокий спрос на услуги такси.

    Чтобы начать работать, фирмам и индивидуальным предпринимателям необходимо получить разрешение. Оно выдается на каждую машину сроком на пять лет. В 2013-м был принят областной закон, регулирующий правила работы таксомоторов на территории региона. Разрешения выдавали тогда органы местного самоуправления. Они вели реестр, контролировали соблюдение правил перевозок. Но в конце прошлого года областная дума приостановила действие этого закона до 2021-го, и теперь разрешениями занимается центр дорожного мониторинга.

    - С марта этого года выдано 634 разрешения, - говорит Надежда Карпова, сотрудник центра дорожного мониторинга Сахалинской области.

    Правда, более ста из них уже аннулировано:  по тем или иным причинам бизнес "не пошел".

    В прошлом году в областной центр пришел сервис Яндекс.Такси. Еще раньше в регионе появился Maxim. Недостатка в водителях они не испытывают.

    Владимир - айтишник. Пошел в отпуск и решил попробовать себя на новом поприще.

    - Я первый день сегодня работаю. За рулем с девяти утра. Сейчас два часа дня, и вы у меня двенадцатый заказчик, - рассказывает он мне, добавляя, что даже подумывает сменить скучную офисную работу на мобильную жизнь таксиста-фрилансера.

    Плюсы цифровизации для пассажиров - низкая цена и оперативность. Из минусов - то, что некому в случае чего предъявить претензию за неважное качество, да и за безопасность перевозки никто не отвечает.

    Эти аргументы "официальные" сахалинские таксисты изложили в обращении к "Деловой России". Их доля рынка с приходом на острова агрегаторов существенно упала. Одни говорят о четверти, другие о трети потерянной выручки. Цена определяет спрос, а для демпинга у цифровых платформ гораздо больше ресурсов.

    Поделиться