Но начиная с марта этого года проезд на такси им почему-то компенсировать перестали. Из-за этого пациенты вынуждены тратить чуть ли не всю свою пенсию только на проезд до больницы и домой.
- Нам предлагают компенсировать стоимость проезда на общественном транспорте, - говорит он. - Но далеко не везде ходят автобусы или ходят раз в неделю. А процедуры нужно проходить трижды в неделю, да еще и в определенное время, поскольку в отделении гемодиализа расписан каждый час. И представьте инвалида первой группы, которому нужно сначала из своей деревни добраться до райцентра за 20 километров (а только за это таксисты берут несколько сотен рублей), потом пересесть в автобус до Кирова, а там доехать от автовокзала до больницы...
К этому, по его словам, привело "вольное" трактование законов региональным минздравом. Сначала в соответствии с постановлением областного правительства от 2007 года оплачивался только проезд общественным транспортом. Затем в 2013 году из него было исключено словосочетание "кроме такси" в связи со сложившейся ситуацией с внутриобластным автобусным сообщением в регионе. И больные все это время успешно пользовались услугами такси, предъявляя к оплате чеки.
По словам Павла Шишкина, обращения в региональный минздрав ничего не дали. А в своем ответе министр здравоохранения Кировской области Андрей Черняев ссылается на порядок оплаты проезда больных хронической почечной недостаточностью, утвержденный в 2007 году, где в списке транспорта такси нет. А также сообщает, что сейчас "прорабатывается вопрос о повышении транспортной доступности пациентов...".
На заседании комиссии по вопросам здорового образа жизни региональной Общественной палаты, куда, устав стучаться в официальные инстанции, обратился Павел Шишкин, проблема вроде бы приблизилась к разрешению. По словам главного врача Кировской областной клинической больницы Вадима Ральникова, у их 157 пациентов, которым проводится процедура гемодиализа, такой проблемы нет.
- Больница за счет собственных средств, заработанных на других платных услугах, предоставляет свой транспорт, - говорит он. - Мы собираем пациентов, которым тяжело самостоятельно добраться до учреждения, с определенной местности и доставляем их на процедуру и обратно.
Кроме того, по словам Вадима Ральникова, в этом году в регионе открылись (и еще откроются) отделения гемодиализа в отдаленных районах области. И, например, в Вятские Поляны на юге области ездят даже больные из Татарстана.
А решение об отмене компенсации возникло после того, как областная больница провела аудит оплаты за такси больных, которые пользовались процедурой гемодиализа в частной фирме. Выяснилось, что многие представленные документы вызывают массу вопросов: за год компенсация на проезд до больницы и обратно составляет более четырех миллионов рублей! В связи с чем документы переданы для проверки в правоохранительные органы. Речь идет примерно о 250 пациентах, которым частная фирма предоставляет услуги гемодиализа. А, как выяснилось из разговора, лишь примерно у 30 из них, наиболее тяжелых, есть необходимость пользоваться услугами такси. То есть, по сути, как заметила член Общественной палаты Светлана Занько, проблему вполне можно решить в индивидуальном порядке.
Между тем
Учитывая, что количество больных с хронической почечной недостаточностью растет с каждым годом, правительству области предложено привлечь к решению проблемы региональное министерство социального развития, которое как раз и должно заниматься инвалидами. И рассмотреть возможность оплачивать больным проезд на любом виде транспорта, в том числе и такси, исходя из действующего на территории региона пригородного норматива 3 рубля 51 копейка за километр, учитывая расстояние от дома до медучреждения, где проходят процедуры. Так и проблему можно решить, и порядок с оплатой навести. С чем согласился и представитель "Нефро-Лиги". Но пока это лишь намерения, поэтому расходы на услуги такси по-прежнему ложатся на больных.