Новости

18.10.2018 10:00
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Обуздать цены

Текст: Юрий Матвейко (вице-президент Российского топливного союза)
В последнее время приходится слышать прогнозы о том, что бензин на АЗС подорожает аж до ста рублей за литр. Такого, конечно, не будет. Однако тенденция к росту цен налицо.

Если 17 сентября на барнаульской нефтебазе цена на "Премиум Евро-95" была 53 900 рублей, то 8 октября - уже 56 500. "Регуляр-92": 17 сентября - 49 850, 8 октября - 52 800. "Супер Евро-98": 17 сентября - 58 650, 8 октября - 61 500. Летнее дизтопливо: 17 сентября - 51 000, 8 октября - 54 150. Схожая картина и по остальным базисам поставки.

Сегодня, когда баррель нефти стоит свыше восьмидесяти долларов, наши нефтяники предпочитают работать на экспорт, оголяя внутренний рынок. Совершенно очевидно, что такая политика приводит к плановому росту мелкооптовых цен на бензин, которые плавно приближаются к розничным. Но купить его даже по таким ценам частным АЗС все равно невозможно. Его просто нет в наличии. Нефтяные корпорации поставляют горючее только на собственные заправки.

В итоге потребители, во-первых, получат очередной вал суррогата, во-вторых, на частных АЗС, которых никто не будет дотировать и субсидировать в случае убытков, вырастут цены. Полагаю, что разница на частных заправках и АЗС вертикально интегрированных компаний будет составлять четыре-пять рублей.

Недавно в правительстве заявили о том, что крупным нефтяным компаниям, поставляющим нефтепродукты для внутреннего рынка, будут компенсировать выпадающие доходы. Сначала называли сумму 300 миллиардов рублей, теперь уже порядка 900 миллиардов. Соответственно, частные АЗС окажутся в убытке.

При этом на сетевых заправках, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, вырастут цены только на зимнее дизельное топливо. В первой декаде октября ценовая разница между зимним и летним дизтопливом составила около десяти тысяч рублей за тонну. Такого не было никогда.

Что делать, чтобы не получить дальнейший рост? Первое - насытить внутренний рынок. Нефтяные компании в таком случае не получат сверхдоходов за счет экспорта. Если посмотреть статистику доходов нефтяных гигантов, то их прибыль за последний год увеличилась в три-четыре раза. При этом нефтяникам денег все равно мало, и они без стеснения ждут дотаций и субсидий от государства. С 1 июня снизились акцизы на бензин (на 3 700 рублей с тонны от действующей ставки) и дизтопливо (на 2 700). И что мы имеем? Цены на бензин и топливо выросли, а нефтяные компании с новыми акцизами получают дополнительные доходы. Ожидаемой стабилизации мелкооптовых и биржевых цен не случилось: в первый месяц они снизились, а затем резко пошли вверх.

По мнению Российского топливного союза, в данной ситуации регуляторы снова бездействуют. Есть предупреждения, но для нефтяных компаний нет никаких финансовых наказаний за агрессивную политику ценообразования на внутреннем рынке. Пора, наконец, включить те механизмы ценорегулирования, которые прописаны в протоколе комиссии, возглавляемой зам- председателя правительства РФ Дмитрием Козаком. Сейчас нефтяные компании их игнорируют, провоцируя дефицит топлива и рост мелкооптовых цен.

Экономика Товары и цены Филиалы РГ Сибирь СФО Алтайский край