Строительные работы охватили почти всю территорию цитадели и портового района Херсонеса, выходящих к Карантинной бухте. Здесь с античных времен сохранились оборонительные стены, башни и куртины, а также жилые кварталы Средних веков. В фонде "Моя история", который финансирует работы, рассказали, что с территории площадью 15 гектаров было вывезено 300 тонн земельных отвалов, оставшихся после раскопок. Была отреставрирована 19-я куртина, построенная херсонеситами в III веке до нашей эры. Это оборонительное сооружение, не имеющее аналогов в Северном Причерноморье, с 1990-х стояло в лесах и только в этом году прошло полную реставрацию.
После этого в цитадели, периболе (пространстве между оборонительными стенами) и портовом квартале проложили деревянные дорожки, установили подсветку стен, построили сцену с трибунами, завезли концертное оборудование, экраны, проекторы. Общий вес сценических конструкций и аппаратуры составил 500 тонн. В фонде объясняют, что все эти постройки временные - они стоят прямо над древними стенами, но не наносят им вреда. Электросети проложены по поверхности, без земляных работ.
Одновременно началось создание новых входных групп. Масштабные строительные работы с бетонированием проводили на месте исторического входа в Херсонес возле башни Зенона. Сразу за входом установлены бронзовое панно, посвященное истории Херсонеса, а также объемная карта городища с обозначением основных памятников. Сами входные группы изготовлены из дерева, как и сцена, дорожки, скамейки.
По задумке авторов проекта, в дальнейшем должен измениться экскурсионный маршрут по Херсонесу, чтобы охватить вновь благоустроенный район.
- Прежний главный вход в музей-заповедник не соответствовал логике обхода, заставляя посетителей спускаться вниз от смотровой площадки и затем снова подниматься туда же, - объясняет главный архитектор проекта Инесса Пронина. - Новый главный вход и начало маршрута устроены у Башни Зенона. Такой путь обеспечивает хронологическое восприятие истории и объектов Херсонесского городища: от античной эпохи к византийской и далее к главной площади с храмами, в одном из которых по преданию крестился князь Владимир. Деревянные настилы на дорожках позволяют бороться с возросшей антропогенной нагрузкой, защищая культурный слой.
Однако жители Севастополя, местные археологи и архитекторы уверены, что нагрузка не снизилась, а возросла, ведь площадки и трибуны возводили прямо среди руин и частично над ними, по территории ездили грузовики, работала строительная техника.
- Специалистов беспокоит, что Херсонес теряет свое аутентичное лицо, когда прямо на памятнике появляются инородные материалы, дорожки, шатры, сцены, - рассказал "РГ" старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН, экс-заведующий филиалом Херсонеса "Крепость Чембало" Николай Алексеенко. - Тяжелая техника ездит по городищу, возникает новое строительство, оштукатуриваются античные стены - это недопустимо в памятнике ЮНЕСКО. Например, сделан ремонт так называемого "первого дома" - бывшей монастырской гостиницы, северная стена которого стоит на оборонительной стене античного периода. Так построили в свое время. А сейчас произведен ремонт дома, и эту часть античной стены оштукатурили вместе со всем зданием. Строителям-то все равно. И таких примеров много.
По мнению ученых, деревянные конструкции и дорожки, не характерные для Херсонеса, искажают облик памятника, а для сцены можно подобрать другое место, где она не будет угрожать античным постройкам.
- Мнение историков и археологов заключается в том, что ради исторического антуража и помпезности в раскопах не должны стоять сцены или возводиться шатры, - говорит Алексеенко. - Я видел много подобного в других музеях мира, но это не делают непосредственно на территории памятника, а рядом, с видом на него. В Херсонесе достаточно пустырей, где можно было устроить сцену.
Директор "Херсонеса Таврического" Светлана Мельникова говорит, что работы ведутся по проекту, который был утвержден Минкультуры РФ, под контролем сотрудников заповедника.
- Развитие музея предполагает благоустройство территории, установку подсветки, информационных блоков, - рассказала Мельникова "РГ". - На первом этапе было решено сделать проект временного фестиваля. Он прошел все согласования с министерством культуры РФ. Были проведены историко-культурные экспертизы, проект многократно возвращали на доработку эксперты Минкультуры в области археологии и архитектуры.
По словам Мельниковой, проект исключает земляные работы и заглубления. Настилы сделаны по уже существующим дорожкам, сцены в цитадели стоят на специальных конструкциях, опирающихся на деревянные основы. Под настилами проложен биотекстиль. Таким образом, они одновременно защищают стены и культурный слой.
- По плану управления ЮНЕСКО цитадель находится в самом тяжелом состоянии, ее нужно консервировать. В каком-то смысле то, что она сегодня покрыта площадками, одновременно является ее защитой, - говорит директор музея. - Для постройки входной группы у башни Зенона в трех местах были проведены археологические раскопки. На существующий слой сделана подсыпка, и уже на нее установлена конструкция. Она не закрывает ни башню Зенона, ни стены перибола, но если экспертное научное сообщество скажет, что здесь что-то не так, то в конструкцию заложены специальные крепления, которые позволят ее демонтировать.
Хотя все работы ведутся по правилам, из-за общественного резонанса музей решил провести обсуждение этих новшеств в научных кругах и с общественностью.
- В Херсонесе соберется экспертное сообщество. Пригласим специалистов общества охраны памятников, ЮНЕСКО, Минкультуры РФ, пользователей музея, - сообщила Светлана Мельникова. - Мы серьезно проанализируем, какие части проекта можно оставить - например, входную группу, новую систему прохода, может быть, настилы, которые позволяют людям удобно двигаться по району фортификаций северной части и делают его доступным для инвалидов. Судя по всему, произойдет дальнейшее развитие этого проекта, более глобальное, охватывающее всю территорию Херсонеса.
Ольга Дронова, председатель общественной организации "Наш Севастополь", член Общественной палаты Севастополя:
- Есть поручение президента развивать Херсонес. Но принятая концепция не соответствует облику древнего города. Это и все деревянные сооружения, и флаги с цитатами великих людей, которые стоят буквально на каждом шагу. Во многих современных музеях мира билетные кассы не выделяются, не меняют общий вид, у нас же получилось наоборот. Думаю, музею только пойдет на пользу, если собрать бывших и действующих сотрудников, старожилов, которые знают в Херсонесе каждый камень, и на основе их мнения спланировать развитие музея. Нужна коллегиальная работа с учетом мнения горожан.
Иван Есин, председатель фонда поддержки гуманитарных наук "Моя история":
- Широкий общественный резонанс поможет превратить Херсонес в музей международного уровня. После того, как были разобраны завалы и вывезен мусор, оказалось, что в музее-заповеднике достаточно свободного места, чтобы расширить уличную экспозицию за счет временных инсталляций, мобильных конструкций и мультимедийных носителей, организовать сценическую площадку и кинозал-лекторий, обустроить новые экскурсионные маршруты. А разместив на территории флаги с цитатами деятелей разных эпох, мы заметили, что люди с большим вниманием их читают. Работы, начатые в 2018 году, будут продолжены. При этом мнения работников самого музея, жителей города, научного и музейного сообществ будут учтены и лягут в основу проекта следующего этапа. Это длительный процесс, который пройдут вместе фонд, музей и общественность.