Почему общественники приняли в штыки проект благоустройства Херсонеса

Местные жители и ученые переживают за сохранность памятников археологии, а также за изменившийся облик Херсонеса. По их мнению, новые элементы благоустройства закрывают вид на объекты музея-заповедника, меняют панорамы, к которым севастопольцы привыкли с детских лет. В музее же уверяют, что археологическому наследию ничто угрожает, а все начавшиеся в мае работы проходят с разрешения Минкультуры РФ.

Стройка на городище

Строительные работы охватили почти всю территорию цитадели и портового района Херсонеса, выходящих к Карантинной бухте. Здесь с античных времен сохранились оборонительные стены, башни и куртины, а также жилые кварталы Средних веков. В фонде "Моя история", который финансирует работы, рассказали, что с территории площадью 15 гектаров было вывезено 300 тонн земельных отвалов, оставшихся после раскопок. Была отреставрирована 19-я куртина, построенная херсонеситами в III веке до нашей эры. Это оборонительное сооружение, не имеющее аналогов в Северном Причерноморье, с 1990-х стояло в лесах и только в этом году прошло полную реставрацию.

После этого в цитадели, периболе (пространстве между оборонительными стенами) и портовом квартале проложили деревянные дорожки, установили подсветку стен, построили сцену с трибунами, завезли концертное оборудование, экраны, проекторы. Общий вес сценических конструкций и аппаратуры составил 500 тонн. В фонде объясняют, что все эти постройки временные - они стоят прямо над древними стенами, но не наносят им вреда. Электросети проложены по поверхности, без земляных работ.

Одновременно началось создание новых входных групп. Масштабные строительные работы с бетонированием проводили на месте исторического входа в Херсонес возле башни Зенона. Сразу за входом установлены бронзовое панно, посвященное истории Херсонеса, а также объемная карта городища с обозначением основных памятников. Сами входные группы изготовлены из дерева, как и сцена, дорожки, скамейки.

По задумке авторов проекта, в дальнейшем должен измениться экскурсионный маршрут по Херсонесу, чтобы охватить вновь благоустроенный район.

- Прежний главный вход в музей-заповедник не соответствовал логике обхода, заставляя посетителей спускаться вниз от смотровой площадки и затем снова подниматься туда же, - объясняет главный архитектор проекта Инесса Пронина. - Новый главный вход и начало маршрута устроены у Башни Зенона. Такой путь обеспечивает хронологическое восприятие истории и объектов Херсонесского городища: от античной эпохи к византийской и далее к главной площади с храмами, в одном из которых по преданию крестился князь Владимир. Деревянные настилы на дорожках позволяют бороться с возросшей антропогенной нагрузкой, защищая культурный слой.

Дерево или камень

Однако жители Севастополя, местные археологи и архитекторы уверены, что нагрузка не снизилась, а возросла, ведь площадки и трибуны возводили прямо среди руин и частично над ними, по территории ездили грузовики, работала строительная техника.

- Специалистов беспокоит, что Херсонес теряет свое аутентичное лицо, когда прямо на памятнике появляются инородные материалы, дорожки, шатры, сцены, - рассказал "РГ" старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН, экс-заведующий филиалом Херсонеса "Крепость Чембало" Николай Алексеенко. - Тяжелая техника ездит по городищу, возникает новое строительство, оштукатуриваются античные стены - это недопустимо в памятнике ЮНЕСКО. Например, сделан ремонт так называемого "первого дома" - бывшей монастырской гостиницы, северная стена которого стоит на оборонительной стене античного периода. Так построили в свое время. А сейчас произведен ремонт дома, и эту часть античной стены оштукатурили вместе со всем зданием. Строителям-то все равно. И таких примеров много.

По мнению ученых, деревянные конструкции и дорожки, не характерные для Херсонеса, искажают облик памятника, а для сцены можно подобрать другое место, где она не будет угрожать античным постройкам.

- Мнение историков и археологов заключается в том, что ради исторического антуража и помпезности в раскопах не должны стоять сцены или возводиться шатры, - говорит Алексеенко. - Я видел много подобного в других музеях мира, но это не делают непосредственно на территории памятника, а рядом, с видом на него. В Херсонесе достаточно пустырей, где можно было устроить сцену.

Директор "Херсонеса Таврического" Светлана Мельникова говорит, что работы ведутся по проекту, который был утвержден Минкультуры РФ, под контролем сотрудников заповедника.

- Развитие музея предполагает благоустройство территории, установку подсветки, информационных блоков, - рассказала Мельникова "РГ". - На первом этапе было решено сделать проект временного фестиваля. Он прошел все согласования с министерством культуры РФ. Были проведены историко-культурные экспертизы, проект многократно возвращали на доработку эксперты Минкультуры в области археологии и архитектуры.

Продолжат строить

По словам Мельниковой, проект исключает земляные работы и заглубления. Настилы сделаны по уже существующим дорожкам, сцены в цитадели стоят на специальных конструкциях, опирающихся на деревянные основы. Под настилами проложен биотекстиль. Таким образом, они одновременно защищают стены и культурный слой.

- По плану управления ЮНЕСКО цитадель находится в самом тяжелом состоянии, ее нужно консервировать. В каком-то смысле то, что она сегодня покрыта площадками, одновременно является ее защитой, - говорит директор музея. - Для постройки входной группы у башни Зенона в трех местах были проведены археологические раскопки. На существующий слой сделана подсыпка, и уже на нее установлена конструкция. Она не закрывает ни башню Зенона, ни стены перибола, но если экспертное научное сообщество скажет, что здесь что-то не так, то в конструкцию заложены специальные крепления, которые позволят ее демонтировать.

Хотя все работы ведутся по правилам, из-за общественного резонанса музей решил провести обсуждение этих новшеств в научных кругах и с общественностью.

- В Херсонесе соберется экспертное сообщество. Пригласим специалистов общества охраны памятников, ЮНЕСКО, Минкультуры РФ, пользователей музея, - сообщила Светлана Мельникова. - Мы серьезно проанализируем, какие части проекта можно оставить - например, входную группу, новую систему прохода, может быть, настилы, которые позволяют людям удобно двигаться по району фортификаций северной части и делают его доступным для инвалидов. Судя по всему, произойдет дальнейшее развитие этого проекта, более глобальное, охватывающее всю территорию Херсонеса.

Комментарии

Ольга Дронова, председатель общественной организации "Наш Севастополь", член Общественной палаты Севастополя:

- Есть поручение президента развивать Херсонес. Но принятая концепция не соответствует облику древнего города. Это и все деревянные сооружения, и флаги с цитатами великих людей, которые стоят буквально на каждом шагу. Во многих современных музеях мира билетные кассы не выделяются, не меняют общий вид, у нас же получилось наоборот. Думаю, музею только пойдет на пользу, если собрать бывших и действующих сотрудников, старожилов, которые знают в Херсонесе каждый камень, и на основе их мнения спланировать развитие музея. Нужна коллегиальная работа с учетом мнения горожан.

Иван Есин, председатель фонда поддержки гуманитарных наук "Моя история":

- Широкий общественный резонанс поможет превратить Херсонес в музей международного уровня. После того, как были разобраны завалы и вывезен мусор, оказалось, что в музее-заповеднике достаточно свободного места, чтобы расширить уличную экспозицию за счет временных инсталляций, мобильных конструкций и мультимедийных носителей, организовать сценическую площадку и кинозал-лекторий, обустроить новые экскурсионные маршруты. А разместив на территории флаги с цитатами деятелей разных эпох, мы заметили, что люди с большим вниманием их читают. Работы, начатые в 2018 году, будут продолжены. При этом мнения работников самого музея, жителей города, научного и музейного сообществ будут учтены и лягут в основу проекта следующего этапа. Это длительный процесс, который пройдут вместе фонд, музей и общественность.