- Я почти 25 лет живу с семьей в вагончике, зимой спим в одежде, обогреватели на полную катушку, конечно, давно надо бы решить проблему, но теперь хоть появилась надежда, что наконец дадут нормальное жилье, - говорит житель Мегиона Николай Крайнов.
Проблема существует больше 50 лет. В 1970-е годы приезжающих осваивать Север, добывать нефть и газ селили кого где - кого в строительных вагончиках, кого в "бочках", самодельных строениях из материалов, использовавшихся при нефте- и газодобыче. В прошлом году на "Прямую линию" с президентом позвонила учительница из Нягани Энжи Барсукова, она больше 20 лет прожила в вагончике, в нем же вырастила двоих детей. "Зимой, когда морозы опускаются до минус 50, мы прибиваем к дверям одеяла, засыпаем опилом места, где сильнее всего дует, включаем обогреватели, - так и живем. Я сюда приехала еще молодой, сейчас на пенсии, но когда получу жилье, не знаю, - сообщила женщина президенту.
Сегодня в вагонах-городках живут 11 735 человек. Местные власти пообещали переселить всех этих людей и ликвидировать вагончики и "бочки". На это уже выделили из бюджета 5,5 миллиарда рублей. Сегодня вагоны-городки сохраняются еще в пяти муниципалитетах Югры.
К слову, и учительница из Нягани до сих пор стоит в очереди на получение жилья. Исключение для нее после звонка президету делать не стали. "РГ" будет следить за судьбой Барсуковой.
Олег Рурин, зам. генерального директора ГК - Фонда содействия реформированию ЖКХ:
- Эти вагончики действительно не являются жилищным фондом, они официально не относятся к жилым домам. Поэтому очень тяжело отличить вагончик, в котором живут уже несколько десятилетий, от какого-то приспособленного помещения, которое возникло совсем недавно. В Югре эту сложную правовую проблему решили, провели инвентаризацию и легализовали жилой фонд, в котором люди живут уже долгое время, организовали учет нуждающихся в переселении. Насколько знаю, в ХМАО на расселение выделяются значительные объемы финансирования.
Но при этом я считаю, что и люди не должны надеяться только на государство. Когда даже на вопрос об утеплении жилища должно искать ответы только государство, это не совсем справедливо.
Селу Дальневосточное, расположенному на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края, официально присвоили название. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
Для жителей нового населенного пункта, созданного на дальневосточных гектарах, это поистине исторический момент. Ведь после того как у Дальневосточного появилось имя, оно стало существовать уже на законных основаниях.
- Жители при помощи анкетного опроса сами выбрали название. А специально для того, чтобы признать Дальневосточное, в феврале был принят новый краевой закон. В его рамках "гектарщикам" помогут создать инфраструктуру, - отмечают в пресс-службе министерства по развитию Дальнего Востока.
Работа предстоит действительно немалая. Нужно обеспечить транспортную доступность, подключить новый населенный пункт к электроснабжению, отстроить детский сад и школу...
А образовалось село так: изначально вместе собрали 435 участков площадью 232 гектара. Прошлой осенью границы поселения расширили, включив в него земли общей площадью 720 гектаров. Они и стали базой для будущего села.
Кстати, это не единственное поселение "на гектарах", которое может появиться в крае. Еще три агломерации сформировались вокруг сел Краснознаменка, Свечино и Елабуга. Остается добавить, что на создание инфраструктуры для всех четырех населенных пунктов, по предварительным подсчетам, потребуется более 700 миллионов рублей: свыше 400 - из краевого бюджета, 319 - из федерального.
Дина Непомнящая, "Российская газета", Хабаровский край