В целом статистика, если в ней разобраться, опровергает расхожее мнение о якобы обвинительном уклоне правосудия. Наши подходы во многом мягче, чем в других развитых странах. При этом, как ни парадоксально, чистых оправдательных приговоров действительно немного. Но тут все дело в некоторых наших юридических особенностях: когда человек не виноват, его не всегда оправдывают, но при этом и не осуждают. Дело просто прекращается.
Всего за полгода из следственных изоляторов были выпущены без судимости более 6,3 тысячи человек. Они были либо оправданы, либо их дела прекращены по самым разным основаниям. Еще тенденция - суды стали чаще возвращать дела прокурору. По данным Судебного департамента, в этом году это случилось 6,3 тысячи раз. Для сравнения: в прошлом году за шесть месяцев суды вернули 5,9 тысячи дел. При этом самих дел в суды поступило меньше, так что по факту получается, что суды стали гораздо строже относиться к обвинению.
По словам экспертов, на практике нередко бывает, что возвращенное в прокуратуру дело тихо там и умирает. Все как бы остаются при своих: человек не осужден, но и правоохранители вроде бы не проиграли в суде. Конечно, возврат не означает, что о деле забудут. Иногда следствие проводит работу над ошибками и вновь выдвигает обвинения.
Как бы то ни было, низкое число оправдательных приговоров, по словам экспертов, не показатель суровости нашей системы.
"В США, например, до судебного разбирательства доходит лишь небольшой процент дел, там, где обвиняемый намерен стоять до конца, - рассказал "РГ" один из экспертов. - В основном еще на предварительной стадии происходит торг между обвинением и защитой, и роль адвокатов - выторговать для клиента условия получше. У нас такой торговли не предусмотрено. Если человек признает вину, он может согласиться на особую процедуру, то есть упрощенный порядок, и тогда ему гарантируется смягчение наказания. Но оправдательного приговора в таком случае быть не может, человек и не отрицает, что виноват".
Всего за полгода было осуждено почти 339 тысяч человек. Из них почти 240 тысяч были осуждены в особом порядке. Так что в рамках обычного разбирательства получили обвинительный приговор примерно 79 тысяч человек. На этом фоне цифры оправдательных приговоров и закрытых дел выглядят совсем по-другому. 1,8 тысячи человек были оправданы, как говорится, вчистую. Из них 986 человек получили оправдательные приговоры. Дела остальных были закрыты за отсутствием события или состава преступления. То есть это было почти то же самое, что и оправдательный приговор. Еще дела часто закрывались по нереабилитирующим причинам, то есть человек не оправдан, но его решено не судить.
Всего были прекращены дела 94,6 тысячи граждан. По самым разным причинам. Например, активно заработали новые правила: человека, впервые совершившего нетяжкое преступление, можно освободить от уголовной ответственности, если он раскаялся и возместил ущерб. При этом суд назначит ему штраф, но судимости у человека не будет. Под такие нормы попали более 14,2 тысячи человек.
Плюс такой системы в том, что она не ставит черное пятно в биографии человека. Формально судимости у него нет. Ведь справка с клеймом калечит жизнь хуже, чем тюрьма. Из тюрьмы еще можно выйти. А со справкой о судимости человек до конца дней будет неполноценным. Хорошая работа, успешная карьера - это не для него. Из-за одной ошибки или случайности даже приличный член общества официально становится изгоем. Например, человек, совершивший по неосторожности ДТП или превысивший пределы необходимой обороны и покалечивший напавшего на него хулигана, не сможет работать даже клоуном в цирке. Так как заведения культуры в запретном списке для судимых, рассказывают эксперты.
Куда податься таким людям? Грабить и воровать? Не вариант, хочется верить. Правда, как рассказывают эксперты, чтобы новые правила дали нужный эффект, было бы хорошо в том числе изменить формат справок о судимости. Там указываются и данные даже о закрытых делах, прекращенных по нереабилитирующим обстоятельствам. Скажем, по амнистии, примирению сторон и прочее. То есть человек в принципе виноват, но по каким-то причинам не был наказан. То, что человек обвинялся, но его дело закрыто по новым правилам, тоже попадает в справки, и это повод для некоторых работодателей отвернуться от такого кандидата.
Другая тенденция: суды стали чаще применять домашний арест, а следствие теперь реже просит отправить фигуранта в следственный изолятор. По данным Судебного департамента, за шесть месяцев суды рассмотрели 57,7 тысячи ходатайств о назначении ареста и в 51,5 тысячи раз сказали "да". Для сравнения: в прошлом году за шесть месяцев было подано 64,1 тысячи ходатайств об аресте. "Да" было сказано 57,6 тысячи раз.
Руководители судебной системы не раз говорили, что арест должен применяться только в крайних случаях. Например, когда есть большой риск, что человек скроется. Или он может надавить на свидетелей. Причем такие опасения надо доказывать. В большинстве же своем предлагается применять гуманные меры пресечения: домашний арест, залог. В этом году домашний арест назначался 6,5 тысячи раз.