Они возвращались с обеденного перерыва - сотрудницы отдела общего надзора, Наталья Евстигнеева, Анастасия Рябкова и Диана Ишкова. Неожиданно встречный хорошо одетый мужчина лет 35, стал оседать прямо у них на глазах на асфальт. У него начались судороги и он стал биться всем телом. Не обладая врачебными навыками, молодые девчонки попытались ему помочь. Неизвестно, что было бы, но позади них с обеда возвращался прокурор отдела Ринат Бисинбаев, который сразу определил, что у мужчины эпилептический припадок и необходимо сделать так, чтобы у него не запал язык. Через минут двадцать, когда подоспела скорая, мужчина уже начинал приходить в себя, еще не говорил, но взгляд стал уже осмысленным. Его погрузили в карету скорой и увезли.
Вот и вся история, так сказать случайный эпизод в перерыве между рутиной прокурорской работы, который однако мог закончиться трагедией, если бы не…И вот тут самый важный момент. Оказывается в территориальных прокуратурах Урала ежегодно работники неотложки проводят семинары по оказанию первой медицинской помощи. Прокуроров обучают, как отличить эпилептический припадок от начавшегося инфаркта и инсульта, как делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Эти знания и помогли Ринату Бисинбаеву предпринять верные действия еще до приезда профессиональных врачей, которые сохранили жизнь человека.
Этот случай заставляет задаться вопросом: а многие ли из нас обладают такими навыками и не растеряются, если идущий навстречу случайный прохожий вдруг упадет нам под ноги? И ответ, к сожалению - нет.
"РГ-Неделя" недавно писала, как 23 июня в Сочи трагедией могло закончиться ДТП со сбитым молодым скутеристом. Тогда на помощь россиянину пришел немецкий болельщик Кевин Майер, прилетевший на футбольный матч Германия-Швеция. Оказавшись случайным свидетелем, немец несколько минут делал искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и смог запустить сердце 20-летнего сочинца Дмитрия Таранцева до приезда скорой. Но при этом вокруг толпилось полно и русских зевак, да и достаточно немецких болельщиков, которые снимали происходящее на телефоны, но совершенно не знали, что делать в подобной ситуации. Сбитому скутеристу повезло, что немецкий болельщик работал профессиональным спасателем-фельдшером у себя на родине под Бременом и обладал необходимыми навыками.
Та сочинская история и теперь вот уральская в очередной раз остро поставили вопрос: насколько мы, каждый из нас, готовы к неожиданностям, которые могут произойти в любой момент?
К слову, среди уральских прокуроров многие могут ответить, что готовы. Там были еще две нештатные ситуации, которые ярко характеризуют местные кадры.
Профессиональную медицинскую и оперативную помощь смогла оказать помощник Тавдинского прокурора Татьяна Коркина, которая стала случайной свидетельницей покушения на убийство. Возвращаясь вечером домой, она увидела на тротуаре толпу и мужчину с резаной раной горла. Зажав рану одной рукой, другой она набрала короткий экстренный номер. Заставила мужчину, который не мог говорить, написать своей кровью на асфальте имя преступника и адрес, где его ранили, а потом с прибывшей оперативной группой пошла в нехорошую квартиру. В результате мужчина выжил, а его престарелая любовница, которая оказалась психически не здорова, отправилась на психиатрическое лечение.
Примерно в это же время, поздним вечером Красноуфимский городской прокурор Григорий Иванников, возвращаясь домой с работы, случайно застал драку подростков на пороге местного колледжа. Не задумываясь, сначала заслонил собой избиваемого парня, а потом преследовал убегавших пьяных хулиганов, которые бросились наутек, когда он достал прокурорское удостоверение. И в результате помог подоспевшим оперативникам задержать преступников.
И все же это все, по большому счету, исключительные случаи, которые не отвечают на вопрос: как и почему чаще люди, оказываясь случайными свидетелями экстремальных ситуаций, предпочитают выступать папарацци, потом выкладывать снятое на мобильные телефоны в соцсети, собирать лайки, зарабатывать известность, а то и деньги, вместо того, чтобы оказать реальную помощь? Почему нас не учат программам первой помощи?
Позволю себе дать полезный совет нашим депутатам. В Германии для того, чтобы получить права любому человеку необходимо сначала пройти курсы неотложной помощи. Не научившись делать искусственное дыхание, там получить водительское удостоверение не получится. Может и в России пора начать хотя бы с этого и ввести нечто подобное?
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"