Это, например, такие проекты, как приспособление под музейно-выставочный комплекс части дворца Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге, обустройство музея-заповедника в Кижах, реставрация дома-музея Тургенева на Остоженке, Дом общества врачей в Ярославле, реконструкция Средних торговых рядов для создания Музейного квартала у Красной площади. Это лишь малая часть тех проектов по реставрации музеев и памятников культуры, которые мы изучили.
Вообще объекты культурного наследия и все, что с ними связано, в государственной экспертизе стоят особняком, так как требования к ним отличаются как от объектов производственного комплекса, так и от социальных объектов. Прежде всего это большое количество ограничений, связанных, в первую очередь, с наличием предмета охраны. Это приводит к тому, что многие идеи заказчиков или проектировщиков зачастую не могут быть реализованы.
Подобная работа требует и решения сложнейших инженерных задач. Как дать новую жизнь историческим зданиям, возведенным во времена, когда не было не только интернета, но и электричества с канализацией? А ведь сегодня нужно проектировать системы, соответствующие современным нормам и требованиям обеспечения безопасности, прокладывать инженерные коммуникации, обеспечивать комфортный доступ для посетителей с ограниченными возможностями, формировать условия для внедрения новейших технологий, способных привлекать в музеи аудиторию XXI века.
При подготовке к работам на объекте культурного наследия не всегда возможно определить, будут ли затронуты конструктивные особенности сооружений. Нередко этот вопрос отдается на откуп заказчику. В результате то, что конструктивная безопасность здания все-таки затрагивается, выясняется на поздних стадиях, что приводит к необходимости серьезной переработки проекта. Для решения возникающих проблем в Главгосэкспертизе России выработаны внутренние рабочие процедуры. Мы всегда готовы прислушаться к мнению заказчиков, коллег-экспертов и организовать совместную работу по совершенствованию системы. Это, конечно, требует немало времени и сил, но нам приятно думать, что вклад строителей в дело сохранения нашего наследия сопоставим с трудами тех, кто его создавал.