- Господин генеральный секретарь, расскажите, пожалуйста, зачем полвека назад ООН понадобилось создавать Всемирную туристскую организацию (ВТООН), которую вы сейчас возглавляете?
Зураб Пололикашвили: Эта история началась еще в 1920 году, когда туристические ассоциации собрались вместе и организовали первую ассоциацию туристов из Европы, потом через многие годы к ним присоединились и другие страны из других регионов и континентов. Именно 45 лет назад, приблизительно тогда, когда я родился, было принято решение создать организацию, которая будет поддерживать развитие туризма по всему миру. В 2003 году организации дали статус Объединенных Наций.
- Как за эти полвека изменилась отрасль? Какие задачи стояли перед организацией тогда и сейчас?
Зураб Пололикашвили: Во-первых, изменилось количество туристов, путешествующих по всему миру. Если в 1950 году их было только 25 миллионов, то в прошлом году - уже 1,3 миллиарда туристов. Самое главное, что сам туризм стал одним из самых быстро растущих экономических секторов в мировой экономике.
- Почему именно сейчас наблюдается такой туристический бум?
Зураб Пололикашвили: Мир стал более доступным для туризма. Многие страны уже почти отказались от виз. Надеюсь, что лет через десять наши дети не будут знать, что такое виза. Сегодня очень многие тратят свои ресурсы на путешествия. Связи между странами, континентами и регионами дали возможность многократно увеличить туристские потоки.
- Чем занимается ваша организация с практической точки зрения?
Зураб Пололикашвили: Членами ВТООН являются 158 стран. Организация дает конкретное видение и представляет проекты для развития туризма по всему миру. Например, мы хотим использовать опыт стран более развитых в этом отношении и дать возможность странам, где еще пока не так развиты инфраструктура и обучение, технические возможности, развивать туризм на хорошем примере, использовать эту платформу, помочь увеличить количество своих туристов.
- Какие основные задачи вы ставите для себя как генеральный секретарь?
Зураб Пололикашвили: Начал бы с обучения, потому что сегодня существует очень большая потребность в этом именно в сфере туризма. Пока в мире еще нет достаточного количества университетов, частных и государственных школ, которые в профильном порядке занимаются туризмом, и мы очень активно поддерживаем подобные проекты. С нового года начнем плодотворно развивать академию нашей организации. Идея состоит в том, чтобы в регионах у нас были центры, где мы будем давать конкретные методологии и конкретные программы, чтобы помочь странам-членам развивать обучение. Думаю, что это один из самых главных факторов для улучшения сервиса и жизни туриста, который посещает ту или иную страну.
Второй приоритет, который мы очень тесно развиваем, - это новые технологии: сегодня туризм связан с инновациями. Два месяца назад мы объявили первый конкурс по инновациям в сфере туризма. Это первый случай, когда до нас дошли проекты, и мы помогаем в финансировании и поиске инвесторов, развитии бизнеса. Удивились, когда через полтора месяца у нас уже было три тысячи проектов со всего мира. Есть очень интересные идеи. И надеюсь, что у нас уже есть материал, который можно использовать: помочь им и самому туристическому сектору улучшить качественные или сервисные данные по всему миру. Третье - это инвестиции. Думаю, в мире еще очень много возможностей, чтобы инвестировать в туризм. И мы хотим помочь странам в устойчивом развитии туризма, а одним из самых главных компонентов для этого являются инвестиции.
Если говорить обо всех трех компонентах вместе - обучение, инновации и инвестиции, то самая главная цель - это создание новых рабочих мест. Мы хотим соединить все три компонента. Две недели назад был всемирный туристический день в Будапеште. Идея состояла в том, чтобы за одним столом сидели, с одной стороны, авторы новых идей, а с другой - инвесторы и университеты, которые помогают друг другу развивать новые технологии и инновационные проекты.
- В чем видите преграды, что реально мешает развитию отрасли?
Зураб Пололикашвили: Это терроризм и природные катаклизмы. Террористические акты, которые, к сожалению, произошли за последние годы, имеют большое влияние на туризм. А природные катаклизмы - то, чему мы не в силах противостоять. Поэтому поддерживаем в трудные моменты всех.
- Какова роль организации в системе международных отношений? Что вы можете сделать, чтобы ваш голос был услышан?
Зураб Пололикашвили: Мы всегда стараемся использовать туризм для мира. Какого-то универсального рецепта не существует. Во многих странах можно использовать туризм, культурные и человеческие отношения для решения проблем. Поэтому мы поддерживаем все страны - члены организации. Кстати, Сирия - одна из них, и мы будем поддерживать туризм в ней с того момента, когда это станет возможно. То же самое касается КНДР: они хотят использовать туризм, чтобы наладить отношения с Южной Кореей, сблизить народы - очень хорошая идея.
- В России большой интерес к поездкам в Северную Корею, потому что это закрытая страна.
Зураб Пололикашвили: Да, тут чувствуется интрига, ибо все, что не дают посмотреть, всегда вызывает интерес. Таков инстинкт человека. Я думаю, что в один прекрасный день, когда ситуация нормализуется, Северная Корея станет одной из самых популярных стран. Такая же ситуация с Сирией.
- Предпочтения туристов по странам меняются год от года. С чем это связано?
Зураб Пололикашвили: Сегодня туризм стал мощным бизнесом. И есть страны, которые очень активно представляют свои новые туристические направления. Например, небольшая Хорватия входит в топ-10 стран Европы по туризму, и каждый год рост составляет 10-15 процентов. А есть страны, у которых очень большой потенциал, но, к сожалению, правительства там не уделяют развитию туризма достаточно внимания, недооценивают те возможности, которые у них есть. А ведь эта отрасль связана со многими другими: культурой, которая является одним из главных компонентов, сельским хозяйством, безопасностью, внутренней и зарубежной политикой. Все это зависит от туризма, и наоборот. Больше туристов там, где больше рекламы, лучше развиты различные туристические продукты.
- Какие виды туризма сейчас наиболее привлекательны?
Зураб Пололикашвили: Главное, что страны и специализированные компании уже стали создавать новые продукты и более детально развивать их. Очень хороший пример - гастротуризм. Туристы всегда ходили в рестораны, но сейчас это направление стало трендом, есть люди, которые посещают другие страны специально, чтобы познакомиться с кулинарией. А 24-дневные путевки, которые в старые времена были одним из способов посетить ту или иную страну, ушли в прошлое. Сейчас поездки сократились по количеству дней, но люди стараются увидеть побольше мест, побольше попробовать. Появились новые тенденции: медицинский, религиозный, культурный, спортивный, гастротуризм. Мы очень рады этому, индивидуально подходим ко всем этим направлениям. Большое будущее у агротуризма. У людей есть желание покинуть столицы, посетить регионы стран, насладиться экотуризмом.
- Кто такой сегодняшний турист?
Зураб Пололикашвили: Это тот, кто хочет, чтобы все было очень быстро. Темп жизни сильно отличается от темпов хотя бы 20-летней давности. Раньше никто не мог представить, что без бумажного билета можно куда-то вылететь, и поколение моих родителей, когда летает, берет бумажные билеты. Опять-таки новые цифровые и инновационные инструменты позволяют туристам больше узнать. И это будет продолжаться, потому что существует много новых цифровых технологий, которые позволяют быстрее побывать в той или иной стране.
- В Россию исторически приезжает очень много людей. Можно сказать, что наша страна выдержала экзамен, связанный с чемпионатом мира. А как, по-вашему, можно развить проснувшийся у болельщиков интерес к России?
Зураб Пололикашвили: Хочу поздравить Россию с успешным проведением чемпионата мира, это была очень хорошая реклама для страны, ее возможностей. В России никогда не было такого разнообразия туристов, как в течение Чемпионата мира. Я видел статистику по проданным билетам, и одним из лидеров была Северная Америка. Подобного интереса никогда не было. Может, только на Олимпийских играх в 1980 году. Я лично разговаривал с очень многими людьми, которые посещали чемпионат мира, и они были удивлены, потому что очень многого не знали про российскую культуру, про россиян, про их традиции и кухню. Были города, о которых никто раньше вообще не слышал, а в ходе ЧМ их посетили миллионы людей. Сейчас нужно использовать темп, заданный чемпионатом, надо придумать какие-то новые мероприятия. Мы договорились с министерством культуры, что вместе станем развивать и использовать эту инфраструктуру в дальнейшем, чтобы привлечь в Россию еще больше туристов. Можно, например, использовать Fan ID, уже есть большая база болельщиков.
- Президент России Владимир Путин уже заявил, что обладатели Fan ID могут без виз посещать Россию.
Зураб Пололикашвили: Это очень большое достижение. Болельщикам нужно дать какую-то мотивацию, чтобы они вернулись в Россию.
- Ваша родная Грузия становится все более популярной у россиян. За счет чего смогли привлечь туристов?
Зураб Пололикашвили: Да, Россия - страна номер один, откуда приезжают туристы в Грузию. И это нам дает возможность иметь такие отношения, которые у нас есть, чтобы новое поколение знало про Грузию. Уверен, что и Россию посещают много грузинских туристов. Я очень рад, что участвовал в развитии туризма, когда был министром экономики Грузии. Туризм - это всегда долгосрочный проект. Да, принимать каждый год семь миллионов туристов, когда население страны только 3,5 миллиона, не так легко. Но думаю, что эта динамика будет продолжаться, и гостей из России станет еще больше.
- Выступите, пожалуйста, нашим гидом по стране. Конечно, невозможно поехать в Грузию, минуя Тбилиси. Кто-то слышал про горные курорты. А вы что посоветуете?
Зураб Пололикашвили: Я сказал бы, что Грузия для меня самое-самое любимое место, чтобы никто не обиделся.
- Поколение ваших родителей и тем более моих родителей жило в то время, когда люди практически не могли путешествовать и смотреть мир. Что бы вы пожелали туристам всего мира сегодня, когда в туристические поездки ездят и школьники, и пенсионеры?
Зураб Пололикашвили: Я бы пожелал, чтобы у всех была возможность посетить как можно больше мест. Туризм - это саморазвитие. А в те времена, о которых вы упомянули, уж не знаю почему, но наши родители знали о мире больше, чем нынешнее поколение. Сейчас ездят больше, а знают меньше. Туристы являются послами своих стран, это самый хороший инструмент для того, чтобы представлять свою страну в других государствах. И я пожелал бы им, чтобы они путешествовали семьями и вместе наслаждались всеми достопримечательностями. У туризма нет предела. Невозможно посмотреть все, поэтому этот мир и туризм так интересны.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"