А ведь прошло менее четырех лет с момента промышленного пуска комбинированной установки гидрокрекинга на одном из самых современных на постсоветском пространстве НПЗ.
Это событие стало знаковым не только для ТАНЕКО, но и для "Татнефти", которая с появлением в январе 2014 года собственного моторного топлива окончательно сформировалась как вертикально-интегрированная компания. Большой победой назвал этот факт генеральный директор компании Наиль Маганов. Ведь по сложности строительства и сжатым его срокам (всего за три года) аналогов объекту в стране нет.
Высокую оценку гидрокрекингу ТАНЕКО дал и лицензиар этого процесса - компания "Шеврон Луммус Глобал", назвав проект одним из самых успешных в их истории, а продукцию этой установки - соответствующей всем современным мировым требованиям.
Высококачественное топливо потекло по трубам "Транснефтепродукта" на экспорт, а также стало отпускаться напрямую на заправки благодаря современной заводской системе автоналива. Автоцистерны повезли с эстакад НПЗ дизтопливо на разветвленную сеть АЗС "Татнефти". Благодаря этому у нее, помимо высокого уровня сервиса, появился еще один весомый фактор конкурентоспособности.
А пуск в 2018 году установки гидроочистки дизельного топлива привел практически к удвоению объема его выпуска. Сейчас ТАНЕКО производит несколько видов дизельного топлива Евро-5: летнее, межсезонное, зимнее и арктическое.
ДТ "ТАНЕКО" сразу громко заявило о себе на топливном рынке. Ведь оно по показателям качества соответствует двигателям "Евро-6". Многочисленные испытания с привлечением независимых отечественных и зарубежных экспертов, производителей дизельных двигателей и их эксплуатационников безоговорочно подтвердили это.
Первое, что сразу отметили водители - самые объективные эксперты - двигатель работает как-то мягче, но в тоже время стал приемистей. Эксплуатационники большими плюсами называют максимальные полезную мощность и полезный крутящий момент, снижение удельного расхода топлива и повышение КПД двигателя.
Объяснить это можно высоким цетановым числом (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала горения). Это означает, что оптимизируется процесс сгорания топливной смеси, увеличивается скорость прогрева двигателя, улучшается равномерность его работы, уменьшаются шум и вибрация. Необходимая воспламеняемость обеспечивает легкий запуск двигателя и в летних, и в зимних условиях, плавное и полное сгорание при оптимальном периоде задержки воспламенения.
На самом низком уровне оказалось содержание в выхлопных газах оксидов азота, углекислого газа, суммарных углеводородов. Один из выигрышных моментов - ультранизкое содержание серы - менее 3 ppm (пропромилле, миллионная доля от общего объема) при норме до 10 ppm. Кроме того, дизтопливо "ТАНЕКО" отличается пониженным содержанием "ароматики" (полициклических ароматических соединений), водорастворимых органических кислот, щелочей. Оптимальные плотность и вязкость благоприятно влияют на процессы испарения и образования горючей смеси. Это позволяет в полной мере использовать весь объем камеры сгорания, ведет к полноте сгорания.
Все эти факторы сводят к минимальному нагару в двигателе, снижению загрязнения топливных форсунок и дыма в выхлопе автомобилей. При этом танековский дизель обладает моющими свойствами без добавления присадок - убирает нагар, образованный при использовании другого топлива.
Сразу последовали позитивные отзывы от эксплуатационников. Вот выдержки из двух официальных писем из Ульяновска.
- В процессе эксплуатации нашей техники на данном виде топлива было замечено увеличение мощности двигателя, снизился расход топлива, а также увеличился интервал между заменой масла, - написал руководитель одной из топливной компании Рамиль Сатдинов. - Водители также отмечают, что снизились шум и вибрация от двигателя.
- О ремонте топливной системы мы практически забыли, форсунки перестали забиваться, - добавил директор еще одной крупной фирмы Сергей Елесин.
Хорошо подошел танековский дизель для современных автомобилей с форсированными двигателями. Он позволяет в полной мере раскрыть преимущества мотора с непосредственным впрыском топлива и общей топливной рампой Common Rail.
Еще одно достоинство - это наибольшая адаптированность ДТ "ТАНЕКО" к суровым условиям российской зимы. Осенью, когда в баках еще заправлено летнее топливо, при резком похолодании водители не чувствуют разницы. А зимнее не подводит и при экстремальной температуре.
ДТ "ТАНЕКО" уже обзавелось рядом престижных наград. В частности, оно стало дипломантом программы "Российское качество" (2014 год), вошло в число "100 лучших товаров России" (2015). Арктическое дизтопливо стало лауреатом конкурса "100 Лучших товаров России" в 2017 году.
С тех пор с "ТАНЕКО" пришло еще много позитивных новостей. Завод начал выпускать базовые масла 2-й, 3-й групп, на основе которых осуществляется производство моторных ("Татнефть LUXE", "Татнефть MOTO Polar 4Т"), трансмиссионных ("Татнефть ТМ-5-18"), энергетических (трансформаторное масло TANECO) и гидравлических масел (ВМГЗ-45, ВМГЗ-55, ВМГЗ-60). Указанные базовые масла имеют хорошие низкотемпературные свойства, показатели по испаряемости и цвету, высокий индекс вязкости.
Помимо дизельного топлива, в 2018 году увеличено производство авиатоплива на основе нового сырьевого компонента - гидроочищенного прямогонного керосина. На соответствующей установке из прямогонной керосиновой фракции удаляются соединения серы, азота, кислорода, непредельных углеводородов.
В скором времени "ТАНЕКО" приступит к производству автомобильных бензинов премиум-класса.
Мощность завода по переработке нефти вырастет до 14 миллионов тонн в год. Практически появится второй завод, и "Татнефть" сможет перерабатывать почти половину добываемого черного золота.
- В рамках второй очереди нефтеперерабатывающего завода будет запущен набор ключевых вторичных процессов, которые позволят уравновесить возросшие первичные мощности, не производя мазут", - говорит генеральный директор "ТАНЕКО" Леонид Алехин.
Выход светлых нефтепродуктов на "ТАНЕКО" должен составить 89 процентов, а глубина переработки - 99 процентов. В итоге комплекс будет ежегодно производить 7,9 миллиона тонн дизеля, 3,2 миллиона тонн автомобильных бензинов, более 1 миллиона тонн авиакеросина. Это записано в принятой недавно Стратегии развития группы "Татнефть" до 2030 года.
На правах рекламы