Два бывших игрока сборной по-прежнему в СИЗО. Им предъявлены обвинения. Впереди маячит приговор. Наказание до семи лет. Суд может дать вполне реальный срок или ограничиться условным наказанием. Похоже, идет к последнему: оба, и, кажется искренне, раскаялись, согласились сотрудничать со следствием. Понятно, что Бутырка совсем не похожа на комфортабельную спортивную базу или классные гостиницы, где обычно селят футболистов.
Александр Кокорин, пишу об этом с душевным понимаем и болью, даже заплакал. К нему питаю особую симпатию. Кокорин - фигура неоднозначная. Далеко не все, зарабатывающие миллионы евро в год, тратят деньги на благотворительность, помощь детям. А Кокорин всегда помогал и как раз перед двумя безобразными драками подарил ребятишкам больше тысячи футболок.
Но давайте смотреть на вещи трезво. А то порою создается впечатление, будто мир наш и граждане, его населяющие, разделены на касты. И к высшей, по мнению некоторых неприкасаемой, относятся футболисты.
Они ведь такие же граждане, как и все остальные. С теми же правами, обязанностями. Обязаны соблюдать нормы поведения, как и все остальные граждане. Почему им выписывать индульгенцию? Кто слышал о таком законе?
Или давайте представим поправку к статье о хулиганстве: "От ответственности освобождаются члены национальных сборных, а также футболисты Премьер-лиги". Или "топовых клубов"? А как с другими спортсменами? Или что делать с теми, кто честно играл в высшей лиге, а потом закончил профессиональную карьеру? Поправка продолжает действовать до конца их дней или аннулируется? И что тогда делать с балетными, допустим, "несущими славу нашему искусству"? Их карьера тоже до обидного коротка. Балерин, если это не Уланова, просят на пенсию в 35, мужчины-танцоры обычно танцуют 20 лет, примерно до 40. А как прикажете поступать с какими-нибудь гениями или с нефтяниками, добывающими "черное золото" с риском для здоровья? Или с журналистами, вкалывающими по 12 часов шесть дней в неделю? К каждому - свои нормы и поправки? Но ведь так мы дойдем до абсурда.
Говорят, что избили высокопоставленных чиновников, вот и попались. А официантов, дворников, невинных шахматистов или мощных штангистов бить можно. Не в этом же вопрос.
Как не хочу я принципиально затрагивать тему заработков обвиняемых. Не о ней здесь речь. Мамаев и Кокорин не сами назначали себе зарплату. Мы ссылаемся на заработки в западных клубах. Но почему забываем сказать, что наша зарплата в отличие от "футбольной" гораздо и повсеместно ниже. Тут тема отдельного и очень серьезного разговора.
Давайте поймем, что сейчас судить предстоит не футболиста "Зенита" или лучшего игрока "Краснодара", а подозреваемых в преступлении, в нанесении побоев, явно нанесших вред здоровью избитых. Тут речь не о перспективности, о возможности помочь клубу. Разговор-то совсем об ином.
С другой стороны, ратую за то, чтобы суд не превратился в какой-то показательный. Ни в коем случае нельзя втягиваться в кампанию типа той, что развернулась после посадки действительно великого и совсем юного в отличие от фигурантов сегодняшнего дела Эдуарда Стрельцова.
Оставим на совести эмоциональных адвокатов заявления о необходимости сберечь Мамаева для нашего футбола. Или сагу о Кокорине - кумире и примере для молодежи.
Признаюсь, больше всего удивило ходатайство "Зенита". Этой команде многое дано. Немало в рамках закона позволено. Это - наш топ-клуб с лучшими и дорожайшими иностранными и российскими звездами. Честь, без шуток, питерскому клубу оказана великая. Но что в ходатайстве о Кокорине? "Ведет спортивный образ жизни", "Фанатично отдает себя спорту", "законопослушный гражданин"... Это о ком? Об обвиняемом по статьям "Хулиганство в составе группы лиц" и "Побои".
Разговор завели явно не о том.
А дело и стараниями ходатаев приобрело иной масштаб.