Новости

21.10.2018 19:32
Рубрика: Культура

Обгони смерть

Мое знакомство с фильмом режиссера Кирилла Плетнева "Без меня" началось с того, что я узнал странную историю. Мне рассказали и не раз, что на каком-то фестивале, где было представлено семь картин, шесть из них получили призы, а фильм Плетнева остался без награды. У меня сочувствие вызвал не режиссер картины, а фестиваль, который запасся шестью наградами, пригласив семь картин.

Кирилл Плетнев снял увлекательную, современную, красивую, попросту говоря, хорошую картину.

Дарья Грацевич написала замечательный сценарий. С одной стороны, он действительно захватывающий, а с другой - современная история с очень неоднозначными, не публицистическими выводами.

Оператор Михаил Милашин снял кино невероятно красивое. Ни с кем из создателей фильма я лично не знаком, и у меня не было возможности обсудить с ними их произведение.

Но я убежден: Дарья Грацевич написала, а Плетнев камерой Милашина снял притчу. Эту картину не надо судить с точки зрения "правдиво - неправдиво", "может быть - не может быть"... Эта притча про то, как тяжело живут человеческие чувства в нашем красивом, изысканно красивом мире.

Умирает некий человек по имени Дима.

Обычный парень погибает от, увы, тоже ставшей обычной болезни - от рака. А он любил двух женщин - Киру и Ксению. Каждую по-своему, но любил. А они любили его - каждая по-своему, но любила. А он ушел от них туда, откуда не возвращаются. И уж во всяком случае - откуда не посылают эсэмэсок.

А они приходят! Эсэмэски от умершего! Более того, Дима ведет с девушками переписку! Отвечает с того света! Так и этого мало: он руководит своими дамами сердца, заставляя их совершать те поступки, которые ему - умершему! - кажутся важными.

В большинстве своем наши режиссеры то ли не хотят, то ли боятся, а то ли уже просто не умеют снимать красиво

Такова завязка. Развязку не расскажу, чтобы выглядеть честным перед авторами фильма. Для меня принципиально важно, что создатели "Без меня" заботятся обо мне, зрителе. Им важно не только сказать про то, что им кажется важным, но и заинтересовать меня. Они не хотят, чтобы я, побеждая зевоту, смотрел очередную картину про нашу, традиционно непростую жизнь.

Нет. У них - иная забота: чтобы зритель как бы влез в экран, чтобы он там жил, чтобы не мог оторваться от происходящих событий.

Две женщины, руководствуясь эсэмэсками, которые им посылает умерший человек, едут к морю на красивом кабриолете сквозь немыслимо красивые пейзажи. Разве не очевидно, что это - притчевый замес, а уж никак не реалистический?

В нашем кинематографе закрепился жанр "чернушных картин". Это такие ленты, которые рассказывают нам про то, как мы плохо, грязно и несправедливо живем. Удивительно, что антонима определению "чернушный фильм" нет. И это проблемы не русского языка, а кинематографа. В большинстве своем наши режиссеры то ли не хотят, то ли боятся, а то ли уже просто не умеют снимать красиво.

Кирилл Плетнев не боится. За что и получает от критиков, некоторые из которых считают, что то ли неправдиво, то ли гламурно. За жизненным - извольте пожаловать на улицу, а за гламурным - в глянцевые журналы. Мне показалось, что Плетневу было важно показать яркую красоту жизни, чтобы на ее фоне была видна сложность, странность, трагичность чувств.

По сути, эта картина про одиноких людей. Одиночество это не только в судьбах главных героев, но и эпизодических. Не случайно же эти эпизоды играют выдающиеся актеры: Анна Каменкова, Агриппина Стеклова, Алексей Шевченков...

Этот фильм - для меня - про то, на что может пойти человек, чтобы не съедала его тоска непонимания. Про те игры, в которые играют многие из нас, заменяя одиночество иллюзией любви. Потому что даже иллюзия, но все-таки любви, для многих лучше, чем реальность, но все-таки одиночества.

Актеры в фильме играют замечательно: и Любовь Аксенова, и Риналь Мухаметов, и сам Кирилл Плетнев. Что значит играют замечательно? На мой вкус, это означает, что про их героев ты понимаешь больше, чем сказано в фильме. Ты, зритель, познакомился с живыми людьми. Тебе интересно разбираться в их судьбах, в их характерах, в их действиях.

Кинематографистам привычно нынче рассказывать про проблемы внешние. Например, про то, как человек борется с начальством. Или про то, как он живет в каком-нибудь хмуром мире с хмурыми людьми и не ощущает, бедный, этой хмурости.

Антонима определению "чернушный фильм" нет. И это проблемы не русского языка, а кинематографа

"Без меня" рассказывает про проблемы внутренние, духовные, если угодно - душевные. У нас очень мало сегодня картин, в которых любовь - это не довесок к некой социальной жизни персонажа, а главный герой. Плетнев снял ленту, в которой не занудливо, и, да, очень красиво рассуждает о любви. Не поет ей гимн, а именно рассуждает о том прекрасном и ужасном, что она несет человеку.

И в этом смысле мне интереснее всех стала героиня, которую играет Полина Максимова. Не потому, что другие хуже, и уж, разумеется, не потому, что Полина - моя однофамилица. Это как в компании: почему-то ты выбираешь для общения этого человека, а не другого. У Полины получился очень живой, понятный и ужасно интересный лично мне человек. Такая клокочущая, трагикомическая жизнь. Не оторваться.

Для меня главная смелость Кирилла Плетнева в том, что он снял абсолютно отдельный, на другие непохожий фильм. Это, без сомнения, картина, снятая не ради фестивалей и, хотя фильм вполне зрительский, не для того, чтобы зрителя поразить. Это фильм-высказывание. Об одиночестве и любви. И о красоте, которую никто не хочет видеть. Настоящее кино. Честное.

Культура Кино и ТВ Наше кино Колонка Андрея Максимова