Выставка приурочена к Дню родственных финно-угорских народов, который ежегодно в третью неделю октября отмечают в семи финно-угорских регионах России, а также в Венгрии, Финляндии и Эстонии.
Центральной экспозицией вернисажа, который состоялся при поддержке Венгерского посольства и будапештского Культурного центра "А 38", стала персональная выставка венгерского художника Белы Мариаша.
Доктора Мариаша, который известен еще и как писатель, издатель, художественный критик и фронтмэн одной из старейших венгерских рок-групп "Тудошик" ("Ученые"), называют одним из самых популярных и противоречивых венгерских художников своего поколения.
Для своей первой выставки в России художник, остроумно имитирующий поп-арт, дадаизм, авангард и сюрреализм, привез два десятка работ, которые читаются как своеобразный дневник уходящей эпохи. "Ленин в саду Моне", "Бездомный Энгельс", "Поставь мне лайк! Сталин - менеджер года", "Муссолини-феминист", "Троцкий в мастерской Мунка" и "Мао в мастерской Модильяни"... Сами названия картин в эпатажной экспозиции под общим заголовком "Wo ist mein Kapital?" ("Где мой Капитал?") вполне отчетливо отражают гражданскую позицию доктора Мариаша, считающего себя социальным хирургом, под чей "нож" может угодить не только великий диктатор.
По мнению Мариаша, если политик, призванный служить общественному благу, не выполнил своего предназначения, его всегда можно "казнить" с помощью искусства.
Финно-угорскую линию продолжают работы участников художественной секты "КОЛХУИ" ("КОЛдовские ХУдожникИ") - представителей малых народов России.
Павел Лемтыбож как уроженец Республики Коми представил несколько новых работ, которые знакомят зрителей с языком, народными верованиями и обрядовой практикой народов коми.
К примеру, в картине "Так убивают колдуна" нашла отражение байка о людях, которые общаются с потусторонними силами. Считалось, что один из способов, которым можно избавиться от злого колдуна - выстрелить, повернувшись к нему спиной и зажав ружье между ног.
- В старые времена людям привычнее было винить в своих бедах не себя, а происки леших, духов или колдунов. Неслучайно иногда коми говорят не "заблудился", а "колдун украл направление", - поясняет Павел Лемтыбож сюжет еще одной своей работы.
Антропоморфные усатые и брутальные коми-зайцы стали героями сразу трех картин Лемтыбожа ("Der Hasenkampf - Борьба зайцев", "Заяц и Рыба", "Зайцы ловят"), а свой неподписанный, но узнаваемый автопортрет художник выполнил на манер инфографики, снабдив каждую часть лица пояснительной надписью на языке коми.
Николай Васильев познакомил зрителей с романтикой севера по-фински. Проведя в прошлом году четыре месяца в творческой командировке в Финляндии, художник вернулся обратно с целой серией работ - финские домики, светловолосые дети, зима, снег и лесные чудища среди ёлок - в уже привычной ему технике tape-art (скотч-арт, рисунки из липкой ленты).
Оригинальный колорит вернисажу придал скульптор Павел Игнатьев, представивший свою обширную коллекцию карманных календариков Венгерской Народной Республики "Ungarische kalendarische" и эстонских конфетных фантиков 1939 года.
Выставка в галерее "Свиное рыло" (набережная Фонтанки, 5) продлится до 28 октября. Вход бесплатный.
Примечательно, что вернисаж в "Свином Рыле" прошел накануне открытия выставки, посвященной 200-летию Карла Маркса, в корпусе Бенуа Государственного Русского Музея. Для это этого проекта "КОЛдовские ХУдожникИ" изготовили свой самый на сегодняшний день масштабный объект "Капелла Марксизма".
Справка "РГ"
Галерея "Свиное рыло" - некоммерческое выставочное пространство, созданное представителями художественной секты "КОЛХУИ" ("КОЛдовские ХУдожникИ"), работающими в придуманном ими стиле мультреализма, метод которого заключается в "драматизации идиотизма и идиотизации драматизма".