22.10.2018 18:09
    Поделиться

    Счетная палата проверила особые экономические зоны

    Счетная палата признала эффективность лишь трех особых экономических зон из 25
    Счетная палата вновь раскритиковала эффективность особых экономических зон (ОЭЗ) и программы по развитию моногородов.

    В 2005-2017 годах правительство создало 36 ОЭЗ, в 2010-2017 годах 11 из них признаны несостоятельными и были закрыты, из оставшихся 25 лишь 3 условно эффективны, отметил аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. Это "Алабуга" в Татарстане, "Липецк" и "Санкт-Петербург", на них приходится почти 67 процентов осуществленных компаниями-резидентами инвестиций (их общий объем за 12 лет - 292 миллиарда рублей). Неэффективны, по оценке Счетной палаты, 10 действующих ОЭЗ, в том числе "Бирюзовая Катунь" (Алтайский край), "Байкальская гавань" (Бурятия), "Ульяновск", "Моглино" (Псковская область), "Иннополис" (Татарстан), ОЭЗ туристического кластера под управлением "Курортов Северного Кавказа". Они привлекли менее 8 миллиардов инвестиций при том, что из федерального бюджета на них потрачено 55 миллиардов рублей.

    Всего на создание и развитие ОЭЗ государство потратило 201 миллиард рублей, из них 131 миллиард был выделен из федерального бюджета. Построенные там объекты инфраструктуры загружены менее чем наполовину, ряд из них не эксплуатируется вовсе. Общая стоимость их строительства на начало этого года оценивалась в 492 миллиарда рублей, из них обязательства государства составляли 254 миллиарда, а источники финансирования почти на 198 миллиардов не определены, и есть риск, что в конечном итоге они будут профинансированы федеральным бюджетом, сказал Агапцов.

    Основные претензии Счетной палаты - к минэкономразвития и властям регионов, в которых действуют ОЭЗ. В связи с критикой в адрес ОЭЗ в 2016 году был установлен мораторий на их создание (а 9 площадок закрыты), в этом году с предложением отменить его и одновременно "перезапустить" механизм ОЭЗ выступил министр экономического развития Максим Орешкин. В проекте Стратегии пространственного развития ведомство предполагало унифицировать многочисленные и зачастую разрозненные преференциальные режимы ведения бизнеса, в том числе ОЭЗ и территории опережающего развития, в гибкий "единый инструмент развития территорий" и закрепить, что он должен применяться преимущественно в центрах экономического роста.

    С 2016 года в России закрыты 9 особых экономических зон, а среди оставшихся еще 10 признаны неэффективными

    По оценке минэкономразвития, количество эффективных ОЭЗ за 2017 год выросло с 9 до 11, "общая эффективность" всех ОЭЗ за период с начала их функционирования возросла с 67 до 75 процентов, говорится в сообщении ведомства. По его данным, в ОЭЗ работают около 700 резидентов, в числе которых более 120 компаний с иностранным капиталом. Резиденты создали свыше 30 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, объем осуществленных инвестиций превышает 320 миллиардов рублей, налоговых и таможенных отчислений в бюджеты всех уровней - 70 миллиардов. В министерстве напомнили, что в последние два года деятельность управляющих компаний ОЭЗ переведена на казначейское сопровождение, актуализированы соглашения о создании ОЭЗ, в том числе в части сокращения объемов бюджетных средств на создание объектов инфраструктуры.

    Счетная палата сомневается в необходимости продолжения программы по поддержке моногородов. Ее реализация не помогла остановить отток трудоспособного населения (за 2016 -2017 годы оно сократилось почти на 366 тысяч человек, до 7,3 миллиона), среди реализуемых Фондом по поддержке моногородов мер нет мероприятий, способные значительно повлиять на социально-экономическое положение моногородов, говорится в отчете.

    Моногорода есть в большинстве субъектов РФ, сейчас к ним официально отнесены 319 муниципальных образований, последний раз их перечень обновлялся в мае, когда число моногородов в "красной" зоне (находящихся в наиболее сложном положении), было увеличено на треть, до 100. При этом 107 муниципальных образований уже не соответствуют критериям моногородов в основном из-за уменьшения численности работающих на градообразующих предприятиях, оттока населения и "сжатия" населенного пункта.

    Поделиться