23.10.2018 17:42
    Поделиться

    Как бороться с распространением поддельной парфюмерии

    Утвержденная минпромторгом Стратегия развития парфюмерно-косметической промышленности до 2030 года должна вывести индустрию красоты на новый уровень. Предполагается, что по сравнению с 2017 годом объем российского производства парфюмерии и косметики вырастет в 3,6 раза, а объем экспорта этой продукции - в 4,3 раза.

    Планы впечатляющие, но пока статистика говорит об обратном. Так, по данным GfK Russia, российский beauty-рынок в мае 2017 - июне 2018 сократился на 4 процента, до 363 миллиардов рублей (по сравнению с аналогичным периодом 2016-2017 гг.). В натуральном выражении он остался практически на том же уровне - рост составил всего 0,1 процента.

    - Говорить о существенном росте рынка пока рано, скорее рынок стабилизировался, - уверен Петр Бобровский, исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены. В парфюмерном деле Россия пока очевидный аутсайдер. Специалисты считают, что развиваться российскому рынку парфюмерии мешает отсутствие профессионализма и большое количество подделок.

    - В основном парфюм, который производят у нас, - это копии западных образцов. Ничего нового у нас практически не производится, - говорит парфюмер Олег Чазов.

    Но если подготовку кадров для отрасли стратегия еще предусматривает, то с копиями дела обстоят куда хуже. Черный рынок духов процветает. Так, летом в подмосковном Щелкове обнаружили нелегальный цех по производству духов на территории птицефабрики. Изъято около 20 тысяч флаконов с фальсифицированными духами, около 1,5 тысячи литров спирта, свыше 100 тысяч единиц пустых флаконов. Ущерб компаниям-правообладателям составил более 60 миллионов рублей. Но страдают не только они.

    В Татарстане 18 студентов были госпитализированы после того, как их однокурсница распылила в помещении духи. Медики зафиксировали отравление. Духи были куплены в обычном магазине косметики и парфюмерии.

    Но если из подвального магазина изъять товар не составит большого труда, то с онлайн-торговлей поддельной парфюмерией все намного сложнее. Основным пособником в распространении контрафакта являются соцсети. "Гарантируется стопроцентная подлинность. Работаем только с официальными дистрибьюторами и поставщиками", - пишут продавцы на своих страницах. В магазинах флакон разрекламированной туалетной воды может стоить 7 тысяч рублей, а в соцсетях - в два раза меньше. Правда, он часто оказывается подделкой. Такая парфюмерия, как правило, изготавливается в ОАЭ, Польше, Китае и Турции. Стоимость флакона духов начинается от 500 рублей.

    - Действенных инструментов для работы с этим каналом продаж контрафакта на настоящий момент нет, - говорит Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли.

    Чтобы заблокировать сайт, который продает контрафакт, необходимо решение суда. Без него ничего сделать нельзя. Чтобы это решение суда получить, необходимо провести целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий, делать контрольные закупки, нести их в суд, доказывать, что эта продукция реально является контрафактной. Этот путь трудо- и ресурсозатратный. Пройти три инстанции стоит около 300 тысяч рублей - это средняя рыночная цена услуг юристов на этом рынке. Поэтому к такому механизму добросовестные производители прибегают крайне редко.

    Парфюмерия вошла в перечень из десяти товарных групп, для которых с 1 декабря 2019 года вводится обязательная маркировка

    Качественная парфюмерная продукция отечественного производства занимает сегодня не более 10-15 процентов рынка. Как правило, это дешевые ароматы, рассчитанные на непритязательного покупателя. Названия банальны, флаконы безвкусны. Большей части российских производителей парфюмерии предстоит работать и над маркетингом. Это признают и в минпромторге. "Проблема низкой узнаваемости российской парфюмерно-косметической продукции и брендов среди потребителей сдерживает возможности развития как на внутреннем, так и на внешнем рынках".

    Развивается лишь частная элитная парфюмерия, в которой специалисты, прошедшие обучение за границей, могут составить индивидуальный аромат в особом флаконе. Но это дорогое удовольствие доступно не всем.

    Справка "РГ"

    Метка для флакона

    Парфюмерия вошла в перечень из десяти товарных групп, для которых с 1 декабря 2019 года вводится обязательная маркировка. С литра безводного спирта будут взимать 523 рубля, а с литра денатурированного спирта - 107. В рамках стратегии минпромторг предлагает снять запрет на производство спиртосодержащей косметики на территориях особых экономических зон. Участники рынка уверены, что дополнительная маркировка негативно отразится на индустрии, поскольку уже сейчас продукция контролируется рядом госорганов. Это значит, парфюмерия и косметика подорожают.

    - Компании понесут существенные дополнительные затраты. Не менее 50 миллионов рублей придется потратить только на оборудование одного завода без стоимости обслуживания, - рассказывает Петр Бобровский. - В случае с небольшими производителями это может привести к остановке деятельности. Крупные производители будут вынуждены менять ассортимент.

    Кроме того, непонятно, как быть с маркировкой пробников и тестеров. Они не продаются потребителю и, соответственно, будут накапливаться в системе маркировки, поскольку факт продажи, завершающий процесс, отсутствует.

    Поделиться