Во-первых, очевидно, что будут предприняты секторальные ограничения в торговле. Возможно расширение санкций в отношении продовольствия, введения запрета на поставку железнодорожной техники и другой машинотехнической продукции, а также металлоизделий, - в этих секторах украинские производители конкурентоспособны на российском рынке, отмечает ведущий научный сотрудник РАНХиГС Александр Пахомов.
Металлы и изделия из них, а также машины и оборудование - крупнейшие статьи украинского импорта в Россию (2,8 миллиарда долларов по итогам 2017 года), поставки продовольствия и сельхозсырья с 2016 года незначительны.
Несмотря на все сложности, импорт из Украины восстанавливается с 2017 года, отражая оживление украинской экономики, в 2018 году он растет в два раза быстрее (на 18 процентов), чем российский импорт в целом. Украина входит в десятку основных импортеров России (3,6 миллиарда долларов за 8 месяцев 2018 года, или 2,3% российского импорта), поэтому у российской стороны есть пространство для конкретных ограничений, считает Пахомов.
В годовом выражении украинский экспорт в Россию превышает 5 миллиардов долларов, что сопоставимо с объемом макрофинансовой помощи, получаемой этой страной. Кроме того, сохраняются негативные тенденции в формировании торгового баланса. В этих условиях любое дополнительное сокращение поставок в Россию может оказывать достаточно существенное влияние как на состояние отдельных производств, так и на экономику Украины в целом, говорит замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Также вероятно, по мнению Пахомова, ужесточение режима транзита через Россию украинских товаров - продовольствия, сырья, металлоизделий - в Казахстан и другие страны Центральной Азии, а также в Закавказье, что болезненно для украинской стороны.
Указ предполагает, что санкции будут носить зеркальный характер, то есть коснутся и имущества украинских физических и юридических лиц на территории России. Скорее всего, речь идет о политиках и бизнесменах, которые известны своей антироссийской позицией. Вместе с тем доля украинских активов (3,4 миллиарда долларов) в накопленных иностранных инвестициях в России уже упала ниже одного процента, поэтому эффект в данном случае не будет значительным, полагает Пахомов. Введение тех или иных мер, считает он, может быть привязано к ходу российско-украинских судебных разбирательств в отношении собственности в Крыму.
Россия и Украина множат взаимные ограничения с 2014 года, самый крупный пакет (продуктовое эмбарго) ответных мер введен с начала 2016 года. Эксперты считают, что новые санкции будут носить точечный характер. Меры со стороны России, которые могли оказать заметное влияние на украинскую экономику, были уже предприняты ранее, отмечает руководитель рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Татьяна Ковалева.
Олег Устенко, экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:
В грядущих санкциях я вижу в первую очередь политическую логику, поскольку разрыв стратегических деловых и кооперационных связей произошел еще в 2014 году. Если до этого в каждой заработанной Украиной гривне доля российских потребителей была примерно 17 копеек, то теперь только 5 копеек. Наибольший доход в двусторонней торговле - до 8 миллиардов долларов в год в среднем - нам приносило машиностроение. И удар по нему уже нанесен, взаимная торговля продукцией с высокой добавленной стоимостью прекращена задолго до указа российского президента. Перекрывать оставшийся сырьевой экспорт, на мой взгляд, неразумно и неэффективно. Украинский сырьевой экспорт в Россию и так невелик, да и снижение поступлений в украинский бюджет будет временным - сырье найдет новые рынки.
Поэтому я полагаю, что указ имеет в первую очередь политические задачи, причем это целеполагание объясняется теорией игр. Не секрет, что у нас много бизнесменов и политиков, которые не смешивают риторику и деньги. Человек может быть публичным украинским патриотом, даже националистом, и одновременно иметь незаметный бизнес, скажем, в Крыму или в Подмосковье. Таких людей больше волнуют не выпадающие доходы, а сам факт попадания в санкционные списки, направленный на их российский бизнес и активы прожектор украинских СМИ. Вызвать в этих людях опасения, повлиять на их линию поведения, вызвать брожение и атмосферу неопределенности внутри украинской элиты - именно в этом, как мне кажется, идея указа. Поэтому, я думаю, правительство России не будет торопиться с обнародованием полного списка физлиц, попадающих под санкции, хотя первую пятерку или десятку несложно угадать. Смысл указа - в следующих редакциях списка.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
Бить по украинской экономике уже бесполезно - она скорее мертва, чем жива. Санкции - это целенаправленный удар по отдельным несознательным физическим лицам, говорить о нормальном взаимодействии с которыми больше не приходится. Это точно не против украинской экономики. Если против России санкции вводились именно с целью "порвать экономику в клочья", то Россия вводит адресные санкции против украинских элитариев. Причем намерения сделать их беднее нет. Основные их деньги и активы давно на Западе, и это огромные деньги. Ради них они устраивали госпереворот.
Причем речь не только о тех, кто публично переворот поддерживал и организовывал, но и о нынешних оппозиционерах. У большинства из них в 2014 году был ясный выбор и возможности предотвратить трагедию, но они предпочли оставить Донбасс, Харьков, Одессу один на один с украинскими нацистами, летали договариваться то в Москву, то в Европу и подыгрывали Порошенко.
Указ президента - это скорее констатация того, что смысл поддержания видимости неких двусторонних отношений отныне отсутствует. "Померла так померла", как говорят на Украине.
Подготовил Павел Дульман