Сейчас крупные нефтекомпании, которые занимают доминирующее положение на оптовом рынке, обязаны в среднем в месяц продавать определенный объем произведенного топлива через биржу СПбМТСБ. Для автобензина и авиакеросина это десять процентов, для дизеля и сжиженных углеводородных газов (пропан-бутана) - пять процентов, для мазута - два процента. Эти параметры прописаны в совместном приказе ведомств.
Проект нового приказа предполагает, что для автобензина и авиакеросина норматив вырастет до 15 процентов, для дизеля - до 7,5 процента, а для мазута - до трех. Нефтяники, исходя из анализа выполнения совместного приказа, который делает независимое агентство "Аналитика товарных рынков", почти вписываются в новые параметры, о чем неоднократно говорили и в ФАС.
На прошлой неделе замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщил журналистам, что новый проект приказа подписан со стороны регулятора и направлен в минэнерго, а в начале этой недели замминистра энергетики Павел Сорокин сообщил, что ведомство пока ждет поступления документа от ФАС и позицию об увеличении норматива продаж поддерживает. "У нас одна, единая позиция", - сказал он.
До этого момента дискуссия неоднократно откладывалась, а возвращались к ней в связи с учащающимися обращениями независимых операторов топливного рынка к регулятору. Они жаловались на дискриминационное положение, просили увеличить нормативы (речь шла о более существенном росте - до 50-70 процентов) или даже ввести госрегулирование оптовых цен. Пик обращений был достигнут поздней весной, совпав с пиком роста цен. Правительство тогда пошло на экстренные меры для стабилизации ситуации: были снижены ставки акцизов на топливо, заморожены розничные цены на сетевых заправках, а крупным компаниям поручено нарастить поставки топлива на биржу.
В сентябре Дмитрий Медведев по итогам совещания о ситуации на рынке моторного топлива велел ФАС и минэнерго до 18 октября представить в правительство согласованные предложения по совершенствованию биржевой торговли нефтепродуктами, включая увеличение нормативов биржевых продаж. ФАС рассчитывала на одобрение проекта еще в мае, но тогда на общественном обсуждении участники рынка обратили внимание, что это чревато дефицитом предложения в мелкооптовом сегменте, а также снижением возможности создать достаточно запасов на период профилактических ремонтов заводов. Причина таких опасений была в том, что 1 мая вступили в силу другие изменения в совместный приказ - об отмене учета сделок через биржу между доминирующими оптовиками.
Сейчас нефтекомпании адаптировались к новым условиям, также с начала следующего года их ожидают льготы по акцизам, а значит, причин затягивать повышение нормативов больше нет. Если на бирже торгуется 15-16 процентов произведенного топлива, то цена на оптовом рынке становится более стабильной, пояснял ранее "РГ" начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Дмитрий Махонин.