Впрочем, западные компании, как обычно, полагали, что их технологии победят в конкуренции российские. Расчет строился на превосходство электронных разработок.
Действительно, в этот раз демонстрировалось мало нового или модернизированного стрелкового оружия. Обычно наиболее конкурентными были, так сказать, механические решения - качество стали и нарезки ствола, механизм затвора, простота и дешевизна изготовления, хранения и эксплуатации оружия.
В общем, действовал привычный и обидный для Запада синдром автомата Калашникова: ты его - в грязь и в воду, а он все равно стреляет. Что всегда срабатывало, скажем, в сравнении с американскими М-16.
На этот раз конкурировала "умная электроника". В основном прицелы к оружию, ноктовизоры (ночные прицелы), приборы дальности и даже датчики движения.
То есть все, что нужно бойцу, чтобы ощущать себя всевидящим и всеслышащим в любое время дня и года.
Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев, открывший эту выставку, сказал, что именно здесь можно ознакомиться с результатами интеграции промышленности и науки.
- Здесь представлен широкий спектр новейших образцов вооружения и специальной продукции полицейского и военного назначения. Их демонстрация призвана стать дополнительным стимулом для модернизации и технического переоснащения профильных подразделений, - сказал министр.
Заместитель директора Росгвардии генерал-лейтенант Юрий Бабкин подтвердил, что нынешняя выставка "Интерполитех" - конкуренция именно электронных, высоконаучных технологий. И эта конкуренция настолько серьезная и далеко идущая, что сейчас происходит всего лишь статическая выставка.
То есть показ единичных экземпляров перспективных разработок. Закон рынка - конкуренция, чтобы соперники не увидели перспективный ряд изделий, где каждая заклепка имеет смысл, раскрывающий идею конструкции.
Если кому-то из возможных заказчиков что-то понравится, будет на одном из военных полигонов и другой показ, практический. Потенциальные покупатели увидят интересные модели в действии.
А посмотреть есть на что. Например, корреспонденту "РГ" эксклюзивно показали, казалось бы, заурядный браслет "Стрелец-часовой", сделанный в Санкт-Петербурге. На первый взгляд - обычные электронные часы. Вот только эти "часы" способны спасти жизнь боевому подразделению - от взвода до полка, контролируя часовых хоть в местах постоянных дислокациях, хоть на привалах в период маршей. Браслет сообщит часовому о любой опасности, которую тот сам не услышит, даже будучи очень бдительным, кто крадется с той или иной стороны. Нажатием кнопки на браслете можно сообщить начальнику караула о тревоге и вызвать помощь. А если часовой долго не двигается - вдруг уснул или, не дай бог, убит, - браслет сам позовет на помощь.
Но самое интересное в этих "часах" - дальность: 1200 метров. Те, кто сейчас несет караульную службу, могут ли представить такое расстояние для действия "тревожной" кнопки? Более того, есть возможность с помощью автономного ретранслятора увеличить это расстояние до 50 километров. И еще много чего можно.
А ученые с Урала, создавшие знаменитый комплекс "Папилон" для дактилоскопии, используемый в миграционных подразделениях, изобрели уникальный прибор, распознающий в толпе объявленные в розыск лица, даже близнецов. Родители их, может, и различат, а обычные люди - нет. Прибор - может.
Саперам же предложили прибор обнаружения взрывных устройств в любом состоянии и в любой почве.