О том, за счет чего этого удается достичь, на встрече в нижегородском филиале "РГ" с участием автора программы "Точка доступа" Ольги Никитиной рассказал министр образования, науки и молодежной политики региона Сергей Злобин.
Сергей Васильевич, какие программы, проекты реализуются в Нижегородской области в плане реабилитации и абилитации людей с инвалидностью по линии вашего ведомства?
Сергей Злобин: В данный момент наиболее актуальным проектом можно назвать третий региональный конкурс национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс". Его открытие состоится 24 октября в Нижегородском губернском колледже, главная задача - помочь людям с инвалидностью трудоустроиться, поверить в свои силы.
В этом году мы расширили количество специальностей. Для студентов это веб-дизайн, администрирование баз данных, экономика и бухучет, преподаватель начальных классов, декоративно-прикладное искусство, сборка и разборка электрооборудования, сухое строительство и штукатурные работы, облицовка плиткой, массажист, а для школьников - бисероплетение, резьба по дереву, легоконструирование и швейное дело. Наша задача - подобрать ребенку ту специальность, которая полностью отвечает его сложившимся возможностям, и найти работодателя для него.
У руководителей многих компаний есть опасения, связанные с уровнем компетенций сотрудников с особенностями в развитии, а также с тем, что трудовое законодательство сильно их защищает. Вдруг рабочие отношения не сложатся, а расторгнуть договор будет не так-то просто? Поэтому мы и стараемся показать, что зачастую эти опасения надуманы.
В Нижегородской области в целом неплохие показатели по трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью. В нынешнем году у нас было 95 таких выпускников в системе полного среднего образования, из них 73 уже работают, четверо - самозанятые, девять, к сожалению, не смогут получить работу из-за болезни и еще девять продолжили обучение. Из 18 выпускников вузов работу получили все.
Почему работодателю стоит обратить внимание на человека с инвалидностью? Какие аргументы говорят в его пользу?
Сергей Злобин: Главный аргумент - это успешный опыт других работодателей, коллег. Признаюсь, однажды я столкнулся с подобной ситуацией. На предыдущей работе водитель служебного автомобиля был человеком с инвалидностью. Конечно, при трудоустройстве возникли вопросы. Но в силу жизненных обстоятельств, отсутствия нарушений и прекрасных рекомендаций он был принят на работу, на которой трудился достаточно длительное время, и уволился сам, перейдя на другую работу, потому что в бюджетных организациях зарплаты небольшие. Он прекрасно справлялся со своими обязанностями.
Как вы помогаете с социализацией людей с ОВЗ?
Сергей Злобин: Мы постоянно сопровождаем людей с ОВЗ с того момента, как они впервые появляются в поле нашего зрения. Для нас социализация - это прежде всего успешное трудоустройство после обучения. Человек должен быть востребован, и тогда он будет доволен жизнью.
Где люди с инвалидностью могут получить помощь в освоении профессии?
Сергей Злобин: В прошлом году на федеральные и областные средства в Нижегородском губернском колледже был создан ресурсный центр, одна из специализаций которого - инклюзивное образование. Пока в регионе такой один, сейчас создается второй - в Арзамасе. Одним из направлений обучения там станет автодело, приобретаем для будущего ресурсного центра специальные автомобили. За количеством пока не гонимся, важно понять, насколько эффективной будет его работа.
Зачастую к совместному обучению обычных детей и ребят с особенностями в развитии не готовы родители, причем как первых, так и вторых. Насколько эта проблема остра, что делается в плане общественного просвещения?
Сергей Злобин: Если ситуация доведена до конфликта, значит, мы в чем-то не доработали. В рамках программы "Доступная среда" мы готовим интегрированные группы в детских садах для приема детей с инвалидностью, сейчас занимаемся созданием безбарьерной среды. Уже на этом этапе начинаем рассказывать родителям и детям о новых воспитанниках, что эти дети ничем не хуже, просто у них есть особенности. И в 95 процентах случаев конфликтов не возникает.
Если конфликт все-таки возник, то единственный способ его разрешить - это медиация, разговор с обеими сторонами. Медиаторами в основном выступают психологи и социальные педагоги. Совместные группы уже есть в каждом районе области. Педагогам, здоровым детям и их родителям нужно повышать свою культуру, не бояться особенных детей и процесса их воспитания, а особым детям и их родителям не концентрироваться на своих особенностях, а вливаться в коллектив, участвовать в общих мероприятиях и не бояться проявить свои таланты.
Проводились ли социологические исследования по проблематике толерантности?
Сергей Злобин: В данном случае социсследование может показать "среднюю температуру" по области. Для нас важнее микроклимат в каждой конкретной образовательной организации, поэтому мы проводим соцопросы на уровне учреждений. Чаще всего опрашиваем родителей обычных детей, которые честно признаются: они не уверены, что их ребенок будет относиться к особенному соседу терпимо. Причем это не бланковый опрос для галочки, который не покажет реального отношения. В основном это беседы, классные часы и встречи. Проблему нужно проговорить.
Есть ли в Нижегородской области учреждения для детей с ментальными нарушениями?
Сергей Злобин: Это более сложная тема. Если говорить про легкие нарушения, то такие дети успешно обучаются рабочим специальностям, например, становятся плиточниками или штукатурами. Кстати, в этом плане у них есть определенный плюс - свою работу они выполняют качественно и сосредоточенно.
Теми, кому нарушения не позволяют получать профессиональное образование, занимается министерство социальной политики Нижегородской области.
Развитие современных детей специфично. Они рано осваивают гаджеты, меньше общаются с родителями, друг с другом. Когда мы пытаемся оценить их только по стандартным анкетам, то существует катастрофически большая погрешность, а любая ошибка может стать клеймом для ребенка. Этого мы стараемся избежать. Говоря про инклюзию и толерантность, нужно принять детей такими, какие они есть и посмотреть, в чем они могут двигаться дальше, а не ставить целью выявить, исправить и привести к единому знаменателю. Мы не знаем, что стандарт. Мир другой.
Какие еще меры помогают особым детям социализироваться в обществе? Есть ли нехватка в специализированных кадрах?
Сергей Злобин: На базе дошкольных учреждений в Нижегородской области работают 269 консультационных центров (скачать файл Excel), где родители особых детей, которые не попали в детсады, могут получить помощь психолога через игру. С одной стороны, конечно, мы будем стремиться всех детей обеспечить местами в детсадах, а с другой - сохранить эти центры из-за "второго экспертного мнения". С 1 января 2019 года на базе центра "Дети против наркотиков" откроется областной психо-медико-социальный центр, которого, что удивительно, раньше не было.
Специалистов у нас достаточно, дефицита в кадрах нет. Вопрос стоит в квалификации, постоянной переподготовке. Скорее, нам не хватает психологов и социальных педагогов в школах. Будущим дошкольным педагога помогает большой курс вузовской программы по психологии и психофизиологии. А вот перед обучающимися школьными преподавателями встает вопрос: обучаться в рамках школы или образовательных центров на базе некоммерческих организаций (НКО)?
В Нижегородской области как грибы плодятся различные развивающие центры, или "развивалки". Министерство образования, науки и молодежной политики региона каким-то образом контролирует этот процесс?
Сергей Злобин: Я советую обращаться только в те центры, которые имеют лицензию на подобную деятельность. Если организация оказывает просто присмотр и уход, то лицензия не нужна, а на психологическую помощь обязательно, так как эта услуга входит в дополнительное образование. Кстати, на сайте нашего министерства есть перечень организаций, имеющих лицензию на свою деятельность. Это означает, что организаторы не побоялись предъявить образовательный ценз, профессиональные навыки, показали свое помещение, созданные условия.
К "серым" центрам стоит относиться скептически, потому что они даже не решились заявить о себе в формате НКО. Кстати, кроме реестра лицензированных образовательных центров, у нас есть реестр некоммерческих организаций. В планах - совместно с Роспотребнадзором и медиками организовать комиссию и провести добровольную сертификацию всех развивающихся центров, список которых опубликовать на сайте нашего ведомства. Причем не с целью принудительно лицензировать и предъявить дополнительные требования, а для спокойствия родителей. Например, проблема даже может скрываться не в образовательном процессе, а в несоблюдении санитарных норм. К тому же с детьми там могут работать люди с судимостью за тяжкие преступления или опасными заболеваниями. Добровольная сертификация позволит повесить специальную наклейку или значок на двери организации. Это будет выгодно и участникам рынка: те, кто захочет выйти из "тени", в рамках нацпроекта "Образование" смогут получить федеральную грантовую поддержку или обучение за бюджетный счет. Это касается тех, кто занимается присмотром за детьми до трех лет и оказывает психологическую помощь.
Справка "РГ"
На портале "Жить вместе" сообщается о доступных для людей с инвалидностью объектах социальной инфраструктуры.
Также в настоящее время формируется портал "Карта возможностей особого ребенка", которая будет наполняться до 31 октября. Она поможет получить информацию, например, об учреждениях образования и реабилитационных центрах. Цель проекта - собрать на интерактивной карте информацию обо всех доступных учреждениях для особых людей. Этот проект реализует межрегиональная детско-молодежная общественная организация всестороннего развития личности патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи "Мишки" при поддержке Общественной палаты РФ и Министерства просвещения РФ.
Материал подготовлен в сотрудничестве с ООО "Симона"