Такое право у жильцов МКД появилось на основании Федерального закона от 3 апреля 2018 года N 59-ФЗ. Но переход на прямые договоры вызывает много вопросов: как и кто, например, сосчитает и оплатит расходы на общедомовые нужды? Кто несет ответственность за ресурс, поставленный в МКД - РСО или УК? Возникают вопросы и по обратному переходу с прямых договоров на обслуживание УК. В Нижегородской области есть примеры, когда такое потребовалось, и ситуация системно не разрешилась, властям пришлось разруливать ее вручную.
В связи с тем, что в последние полгода жильцы МКД массово отказываются от взаимодействия с УК и переходят на прямые договоры с РСО, представители последних встревожились: на кого в итоге лягут первичная приемка приборов учета, их поверка, хранение информации? Кто будет вести прием населения с их жалобами? Если функции переходят к РСО, то очевидно, что им и придется принять на свои плечи эту нагрузку. Ресурсники вынуждены будут увеличить штат своих сотрудников, чтобы работать с населением. Предстоит открыть дополнительные центры обслуживания клиентов, а это все может увеличить стоимость услуг для населения.
Разговор о том, как сделать переход на ПД максимально плавным и незаметным для потребителей коммунальных услуг, состоялся в рамках круглого стола с участием чиновников правительства Нижегородской области, руководителей РСО и УК, а также специалистов биллинговой (биллинг - автоматизированная система учета предоставленных услуг и выставления счетов для оплаты. - Прим. ред.) компании ООО "Центр-СБК".
- Вопросов больше, чем ответов, - признает Андрей Чертков, министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. - Минстрой РФ должен был разработать законопроект по переходу на ПД, документ есть, но он пока не принят. Обещают рассмотреть этой осенью.
По словам министра, при переходе на ПД хотели уйти от одной проблемы (неплатежей от недобросовестных УК), но породили еще множество. Например, может вернуться практика выставления нескольких квитанций за ЖКУ.
- Я ратую за единую квитанцию, - продолжает Андрей Чертков. - Чем больше бумаг, тем меньше люди хотят платить. Там, где есть несколько документов, мы наблюдаем снижение собираемости от 10 процентов и более. И приходится решать вопрос, как вернуть эти деньги. Сегодня УК, ООО "Центр-СБК" и РСО, формируя единую квитанцию, работают в рыночных условиях, что минимизирует цены - расходы жителей. Если платежный документ "растащат" на отдельные квитанции - кто возьмет на себя дополнительные расходы (когда каждый поставщик услуг будет сам выпускать платежный документ и пытаться на нем еще дополнительно заработать), возникающие в связи с переходом на ПД?
Александр Татаринов, директор по работе с абонентами ОАО "Нижегородский водоканал", рассказал, что для компании проблематичен частный сектор.
- Сумма платежа маленькая, примерно 50 рублей, - говорит он. - Собираемость - порядка 85 процентов. Вышли с предложением к операторам по обращению с ТКО, чтобы объединить платежи. Появилась возможность перехода на ПД, но основная часть жилищного фонда уже переведена на прямые расчеты. Нас они устраивали. Однако сейчас, в последние шесть месяцев, очень много заявлений о переходе на ПД. Цель УК - избавиться от расходов на биллинг. Перекладывание их на водоканал сильно увеличит суммы платежей.
Александр Котельников, директор по реализации АО "Теплоэнерго", напомнил, что предприятие вело переписку с профильным комитетом Госдумы и предлагало не прямые договоры, а законодательно прописать схему "прямые расчеты".
- Цель - отделить денежные потоки от собственно расчетов, - объясняет Александр Котельников. - ООО "Центр-СБК" расщепляет платежи, нет проблем. Но у нас есть проблемы с ТСЖ, которые не работают через единый платежный документ. Сейчас "Теплоэнерго" обслуживает 11 домов по ПД. С 1 ноября еще 51 МКД перейдет на ПД. Жильцы получат больше квитанций с возросшими суммами, банки возьмут комиссию за оплату. Переход на ПД не пройдет плавно, и если не усовершенствовать нормативную базу, не прийти к взаимным договоренностям (в том числе по вопросам оплаты банковских расходов), то следует ожидать социального напряжения.
Впрочем, Андрей Рачковский, исполнительный директор АО "Волгаэнергосбыт", не разделяет тревог Александра Котельникова относительно социального напряжения.
- Мы готовы взять на себя дополнительные расходы, возникающие в связи с переходом на ПД, - говорит Рачковский. - В чем новость ПД? Меняется только форма, а суть остается. Житель не должен почувствовать каких-либо изменений.
Что же касается 59-ФЗ, то руководитель АО "Волгаэнергосбыт" тоже признал, что он далек от совершенства.
- Например, исключили из цепочки УК и перешли на ПД, - продолжает Андрей Рачковский. - А через месяц вместо той УК зарегистрировалось новое ТСЖ, и мы обязаны отказаться от ПД, заключить договор с ТСЖ! Такой пример в нашей практике есть.
Вместе с тем 59-ФЗ имеет и несомненные плюсы. Роман Жарков, финансовый директор ООО "Нижновтеплоэнерго", признает, что закон развязал руки в борьбе с недобросовестными УК.
- Есть в арсенале УК инструменты, позволяющие не оплачивать услуги РСО. Они могут недоплачивать до 60 процентов. При ПД управляющие компании лишаются этих возможностей. Это плюс, - отметил Роман Жарков. - Но при переходе на прямые договоры помимо увеличения числа расчетных центров потребуется и увеличение количества юридических контор, чтобы рассматривать споры. Сегодня немало ТСЖ, которые не работают с ООО "Центр-СБК". Нам же удобнее, когда УК сотрудничают с ООО "Центр-СБК", для нас актуально создание единой платежки.
Романа Жаркова поддержал и Андрей Чертков.
- Согласен, что потребитель материально пострадать не должен, - считает министр. - Но бесплатно никто ничего не сделает. В любом случае оплата пойдет из кармана потребителя. Наша задача - минимизировать их расходы. От единой платежки уходить нельзя. Как собрать в одну квитанцию плату за различные услуги, в том числе по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), - это наша головная боль на ближайшие два месяца.
Юрий Яшенков, генеральный директор ООО "Наш Дом", считает, что не стоит сгущать краски - не все так плохо.
- Потребитель коммунальных услуг должен иметь возможность внести плату без комиссии, в том числе в соответствии с Законом о защите прав потребителей, - говорит он. - Существующая схема взаиморасчетов позволяет без проблем сохранить единый платежный документ за жилищно-коммунальные услуги, никаких дополнительных затрат у потребителя не возникнет. В части обязанности установки, замены, поверки индивидуальных приборов учета (ИПУ) энергоресурсов при переходе на прямые договоры ничего не меняется, обязанность по их эксплуатации в настоящее время в соответствии с Законом об энергосбережении остается на собственнике помещения, так как ИПУ не являются общедомовым имуществом. Кто бы ни был исполнителем коммунальных услуг, люди все равно придут в первую очередь в УК.
Коллега Яшенкова, генеральный директор АО "Домоуправляющая компания Ленинского района" Алексей Базякин, уверен, что переход на ПД вопросов не вызовет, если от РСО идет качественный ресурс.
- А если нет - и кол-центры, и приемы населения для РСО неизбежны, - говорит он.
Коммерческий директор АО "ДомКом Инвест" Александр Сычков напомнил, что посыл к принятию 59-ФЗ шел от РСО, хотевших исключить из игры недобросовестные УК.
- РСО настаивали, и закон был принят. Если ПД заключен по взаимному согласию РСО и жителя, то почему ему не быть? Функции контроля, конечно, затратны, но они заложены в тарифы. При ПД средства не оседают у посредников. Банковскую комиссию могут взять на себя РСО, не столь велика эта финансовая нагрузка, - считает Александр Сычков. - Закон призван удовлетворить запросы граждан, так что давайте не противодействовать, а сотрудничать.
Анатолий Пономаренко, генеральный директор ООО "Центр-СБК":
- В Нижнем Новгороде сегодня ситуация хорошая: высокая собираемость платежей, низкая стоимость услуг биллинга и банков. Что изменится с переходом на ПД? В ходе обсуждения практики применения 59-ФЗ прозвучали мнения, что станет хуже для потребителя. А давайте сохраним то лучшее, что есть, не расползаясь каждый (РСО, УК и другие участники процесса) по своим норам. Мы должны двигаться вперед, развиваться, сохраняя при этом лучшие решения, которые у нас уже есть, - в этом гарантия успеха.
В Нижнем Новгороде много пунктов обслуживания населения по принципу "одного окна" и по теплу, и по воде, и по содержанию жилья. Давайте подумаем, как использовать то, что есть, надо подключить ресурс МФЦ, от повышенной нагрузки они не умрут: Дзержинск открыл в МФЦ дополнительные окна, включил в их функции обслуживание населения по линии ЖКХ. Если развиваться, то двигаться надо в этом направлении.
Чем больше у нас клиентов, тем ниже цена нашей услуги. Передавайте расчеты нам, не надо печатать новые отдельные квитанции. Уверен, что мы сообща сможем решить проблему и в интересах жителей, и с учетом мнений как ресурсоснабжающих, так и жилищных организаций.