23.10.2018 15:49
    Поделиться

    Почему надо сохранять региональные бренды в животноводстве

    В животноводстве есть такое понятие: "аборигенные породы". Оно означает, что человек веками использовал их в конкретной местности, и эти коровы, лошади, олени уже генетически адаптированы к ее условиям. Любое привозное животное проиграет местному на его территории по всем статьям. Однако, по данным Международного союза охраны природы, за последние 20 лет почти треть аборигенных пород России "приказала долго жить", а еще 20 процентов имеют критический статус, то есть могут исчезнуть.

    К разряду "критических" относится и мезенская порода лошадей, которая в этом году отметила свое 400-летие. Этих крепких добронравных лошадок разводят только в Мезенском районе Архангельской области. Их всего 470, в том числе 171 конематка. Но, в отличие от своих северных соседок, - например печорской лошади, - мезенка сохранилась как уникальная местная порода. Ее спасла серьезная селекционно-племенная работа, которая ведется с 1993 года.

    Другая северная порода, только крупного рогатого скота, тоже родом из Поморья - это знаменитая холмогорская, одна из лучших в России. Ее разведением занимаются во многих регионах страны, но Архангельская область считается основной племенной зоной.

    Мезенка, холмогорка и ненецкий северный олень - вот, пожалуй, и все "выжившие" местные породы на Северо-Западе. Специалисты утверждают, что необходимо всеми способами сохранять подобные региональные бренды в животноводстве.

    Во-первых, это вопрос национальной безопасности, а во-вторых, даже в сохранении немногочисленных мезенских лошадок есть экономический смысл.

    Уже четверть века мезенкой плотно занимается Архангельский НИИ сельского хозяйства. Создана единственная в России генофондно-племенная ферма, в институте работает селекционный центр.

    - Когда мы только начинали работу по спасению породы, среди ее представителей насчитывалось лишь десять процентов класса элита, а сегодня таких уже 80 процентов, - сообщила ученый секретарь Архангельского НИИСХ и руководитель селекционного центра Ирина Юрьева. - Подобным образом работают еще только с вятскими и якутскими лошадьми. Другие северные породы более полувека оставались без должного внимания. В итоге сведений о них практически нет, а типичных представителей можно найти разве что в медвежьих углах. Знаменитые когда-то породы остались большей частью в помесях.

    Главным достижением специалист считает сохранение мезенской породы в ее "чистоте". На Север противопоказано завозить так называемых "улучшателей" из других регионов или стран - можно испортить аборигенных лошадей.

    За невысокий рост и работоспособность мезенок называют "арктическими пони". Это логично - Мезенский район входит в Арктическую зону РФ. Они прекрасно приспособлены к сложным климатическим условиям Севера.

    Но можно ли сегодня найти применение лошадям на практике, если даже в сельской местности за дровами ездят на снегоходах?

    По данным Международного союза охраны природы, за последние 20 лет почти треть аборигенных пород России приказала "долго жить"

    По словам Ирины Юрьевой, к мезенкам проявляют интерес представители лесной промышленности, где лошадей можно использовать при трелевке леса, а также сельского хозяйства, конного спорта, иппотерапии и туризма. За "арктическими пони" приезжают из других регионов страны, хотя добраться до их родного района весьма непросто.

    Сегодня, по мнению ученых, стране необходима государственная программа по сохранению отечественных генетических ресурсов в животноводстве. В девяностые годы в рамках такой программы был собран материал о малочисленных и исчезающих породах по всей России. С тех пор ничего подобного не проводилось.

    - Когда проблема импортозамещения становится все более актуальной, заниматься сохранением отечественного генофонда особенно важно, - уверена Ирина Юрьева. - Каждый коневод знает: в другие страны продают не самый ценный материал, а лучший оставляют себе. Это относится и к другим отраслям животноводства.

    Сохранение аборигенных пород - дело не только науки. Для его успеха требуется понимание хозяйственников и поддержка властей. Как пояснила министр АПК и торговли Архангельской области Ирина Бажанова, в рамках работы с холмогорской породой коров выявляются стада с большой долей ее представителей.

    - К сожалению, не все предприятия понимают важность селекционной работы. Многие попросту гонятся за надоями. Тем не менее есть хозяйства, которые используют исключительно холмогорскую породу, что позволяет ее сохранить. А это необходимо, она проверена годами на Севере и сегодня очень востребована.

    Холмогорка получает финансирование из федерального и областного бюджетов. Все 14 репродукторов, работающих в области, входят в перечень минсельхоза РФ и обеспечены господдержкой. Плюс субсидии на производство молока.

    Мезенка на этом фоне пока выглядит бедной родственницей. Помощь из федерального бюджета не предусмотрена, затраты на содержание поголовья частично компенсирует регион. Но все, кто причастен к благому делу сохранения местных пород, надеются, что оно будет поддержано и на уровне государства.

    Справка "РГ"

    Если говорить о надоях, то холмогорской породе коров нет равных. По итогам 2017-го, средний удой от одной коровы в племенных хозяйствах составил 7639 килограммов - на 273 больше уровня предыдущего года. А вельская рекордсменка Чедочка по второй лактации за год дала 13 тысяч 642 килограмма молока жирностью 4,13 процента.

    В 2017 году племхозяйства региона реализовали в товарные стада 642 головы племенного крупного рогатого скота, из них 128 холмогорок отправились за пределы Поморья, в том числе - в Республику Коми, Вологодскую и Московскую области.

    Поделиться