24.10.2018 13:20
    Поделиться

    Французы предложили построить в Крыму горнолыжный курорт

    Европейские компании выступают лоббистами строительства в Крыму горнолыжных курортов. В случае одобрения идеи на государственном уровне заинтересованные в проекте партнеры готовы привлечь на полуостров самые передовые технологии, сопутствующие зимнему отдыху во Франции, Австрии и Италии.

    Оказывается, все последние четыре года в Крыму шла кропотливая, хоть и незаметная для посторонних глаз, работа над проектом. Федерация горнолыжного спорта и сноубординга Крыма привезла на полуостров экспертов европейских компаний. Инструкторы прошли весь горный Крым, нанесли на карту существующие и возможные трассы, отметили благоприятные и отрицательные сопутствующие факторы, и в результате выделили два туристических кластера, где, по их мнению, могли бы разместиться круглогодичные горнолыжные курорты.

    - Один маршрут от села Межгорье Бахчисарайского района до Ялты, другой на Чатыр-Даге, - рассказал вице-президент федерации Олег Исаев. - На Чатыр-Даге мы насчитали 41 километр трасс, пригодных для горного спуска.

    С точки зрения природных факторов главным препятствием для развития горных лыж в Крыму всегда был короткий снежный сезон, особенно на южных склонах. Но теперь это не проблема. Современные технологии гарантируют четыре месяца устойчивого снежного наката даже в условиях короткой зимы. Исследуя карты потенциальных маршрутов, эксперты также учли существующие родники и привязали их к местам, пригодным для расположения баз. Дебета природных источников достаточно, чтобы обеспечить водой инфраструктуру курорта и не тянуть туда трубопровод. Разумеется, для проекта, способного конкурировать с курортами Кавказа и Сочи, потребуются весьма дорогостоящие подъемники. Лоббисты позаботились о том, чтобы включить канатные дороги Межгорье - Ай-Петри в Бахчисарайском районе и Алушта - Изобильное - Верхняя Кутузовка в генеральные планы развития территорий, которые сейчас повсеместно утверждаются в Крыму.

    Контраргумент против горнолыжных курортов звучит так: если на четыре месяца в году склоны займут лыжники, что там будет происходить в оставшиеся восемь? Большая и дорогостоящая инфраструктура любой базы разорится, работая лишь на треть мощности. Ответ на этот вопрос давно известен, утверждают эксперты Федерации горнолыжного спорта и сноубординга РК.

    - Опыт "Розы хутор" показывает, что она загружена круглогодично, уже окупила затраты и приносит прибыль, - говорит Олег Исаев. - Летом подъемники и сами базы работают на прием любителей пешеходного туризма. Людей, желающих пройтись с рюкзаком по горным тропам, не меньше, чем желающих съехать с их склонов на лыжах.

    Лоббисты проекта морально приготовились и к протестам экологов. Можно уверенно сказать, что их доводы против проекта будут весомыми. Тем не менее сторонники зимних лыж уверены в обратном.

    - Защищать природу - не значит все запрещать. Посмотрите на пещеры Мраморную, Эмине-Баир-Хосар. Они сохранились именно потому, что оборудованы, и их посещение проходит под контролем инструкторов, - приводит доводы Олег Исаев. - Для сравнения, посмотрите на знаменитую пещеру Тысячеголовую на Чатыр-Даге. Она находится в заповеднике, но открыта для свободного доступа. В результате ее уникальная экосистема практически уничтожена.

    Пока весь проект существует лишь в эскизных набросках. Европейские инвесторы готовы вкладывать средства в Крым, если увидят заинтересованность со стороны местных и федеральных властей. От государства они хотели бы иметь определенные гарантии того, что завтра проект не закроют под давлением тех же экологов и общественности.

    - Французские компании готовы передать в Крым весь самый передовой опыт создания и функционирования горнолыжных курортов, который есть сегодня во Франции, Австрии и Италии, - говорит представляющий интересы европейских партнеров проекта Михаил Пайол. - Но они хотят видеть встречное движение и с вашей стороны.

    Заинтересованность в крымском проекте высказывают французские производители канатных дорог. Объем инвестиций, отмечают эксперты, практически безграничен. Все зависит от уровня притязаний организаторов и запросов потенциальных отдыхающих. Однако, как правило, речь идет о сотнях миллионов долларов. Ведь как ни крути, а горные лыжи - развлечение для богатых.

    Но открытым остается вопрос, возможно ли создание горнолыжной инфраструктуры на территории Крымского природного заповедника, который совсем недавно получил федеральный статус.

    - Чатыр-Даг входит в границы заповедника, - говорит Сергей Шувайников, депутат Государственного совета РК. - Авторы проекта насчитали там 41 километр склонов, пригодных для трасс. Но как это возможно? Вершина горы - заповедник, у подножия - населенный пункт. Как все это укладывается в проект курорта? Пусть лучше восстановят турбазу "Ангарский перевал", старую лыжную трассу, которая там была, а потом можно будет о чем-то говорить. Я за горнолыжный туризм, но это тот случай, когда нужно семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

    Напомним, что в первый вариант ФЦП развития Крыма еще в 2014 году вошли не два, а даже три горнолыжных курорта, правда, их предполагаемое размещение лишь частично совпадает с последними вариантами. Согласно ФЦП, первая база должна была соединить подъемником село Соколиное в том же Бахчисарайском районе с Ай-Петри (лыжная база наверху, отельный комплекс внизу). Вторая и третья базы должны разместиться на Чатыр-Даге и горе Демерджи. Суммарная стоимость этих проектов предварительно оценивалась в размере 27 миллионов долларов.

    Добавим, что идея строительства горнолыжного курорта в Крыму не нова. Последние 20 лет о ней периодически вспоминали в связи с предложениями тех или иных инвесторов. В 2006 году такие инициативы прозвучали из австрийского Зальцбурга. Однако до стадии проектирования, а тем более строительства курортов никогда не доходило. Традиционно самыми непримиримыми противниками такого вмешательства в природу горного Крыма выступают экологи.

    Справка "РГ"

    Горнолыжный спорт на любительском уровне существует в Крыму с начала 1980-х годов. В 1983 году появилась общественная организация "Горнолыжный клуб Ай-Петри". Примерно в это же время энтузиасты построили бугельные подъемники на Чатыр-Даге и Ай-Петри. Сейчас в Крыму насчитывается как минимум восемь таких канатных дорог, однако большинство из них либо уже не работает, либо функционирует бессистемно. Как правило, технического освидетельствования эти подъемники не имеют, и передвижение на них остается рискованным занятием для любителей горных лыж.

    Мнения

    Владимир Константинов, председатель Государственного совета Республики Крым:

    - Безусловно, такой проект мог бы стать магнитом для зимнего отдыха на полуострове, расширить рамки сезона, сделать Крым круглогодичным курортом и привлечь новых отдыхающих. У нас есть для этого возможности. Знаменитый курорт "Архыз" в Кабардино-Балкарии находится в менее благоприятных условиях, и там эта отрасль успешно развивается. Но нужна серьезная экспертиза проекта, а не просто красивая картинка. Думаю, бюджет мог бы взять на себя финансирование самой сложной части проекта - базового подъемника, а бизнес обеспечил бы всю сопутствующую инфраструктуру.

    Виктор Тарасенко, президент Крымской академии наук, председатель ассоциации "Экология и мир":

    - Экологи категорически против этого проекта, мы уже не раз высказывались на тему развития горнолыжных баз в Крыму, и сейчас тем более недопустимо такое строительство. Сегодня, когда Крым остался без пресной воды с материка, горы являются для нас главным источником влаги для всего полуострова. Строительство здесь туристических баз многократно увеличит геодинамическую нагрузку на регион, приведет к негативному воздействию на леса, всю экосистему горного Крыма. Посмотрите на европейские Альпы: даже там исчезают водные источники из-за воздействия человека. А мы рискуем вообще остаться без воды, если пойдем на поводу у лоббистов. Однозначно этот проект не найдет у нас одобрения.

    Поделиться