В поправках предлагается возложить на Генпрокуратуру функции уполномоченного органа по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения российскими госслужащими закона о запрете иметь вклады и счета в банках других стран. "В случае невозможности получения соответствующей информации Генеральная прокуратура сможет направлять запрос в Центральный банк России. Он уже, в свою очередь, обращается в центральный̆ банк или иной орган надзора иностранного государства с запросом о предоставлении информации", - говорится в пояснительной записке.
Законопроект появился в связи с подозрениями, что отдельные госслужащие могут хранить деньги за рубежом, их хотят простимулировать к возврату средств в Россию, отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Запрет чиновникам открывать счета, хранить наличные и ценности в зарубежных банках, а также владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами введен в 2013 году. Под него попал достаточно широкий круг чиновников - от президента и премьер-министра, министров и их заместителей до глав городских округов. Ограничения были также введены в отношении депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и муниципальных депутатов, топ-менеджеров госкомпаний.
Однако только в 2017 году законодатели уточнили само понятие иностранных финансовых инструментов, напоминает Александр Захаров. В итоге госслужащие лишились права владеть любыми ценными бумагами, которые были эмитированы в иностранных государствах. В списке также оказались доли и паи в уставном капитале зарубежных организаций, договоры, которые являются производными финансовыми инструментами, если один из участников такого договора зарегистрирован в иностранном государстве. Ограничения были наложены и на любое доверительное управление имуществом, учрежденное по законам другой страны, договоры займа, если хотя бы одной из сторон является лицо с местом регистрации, жительства или нахождения за рубежом.
Традиционно россияне размещали свои средства в банках Европы. Это была Прибалтика, Швейцария, Лихтенштейн, островные государства. С ростом геополитической напряженности большинство ведущих иностранных банков стали отказываться от состоятельных клиентов из России, особенно имеющих связи с госслужбой или с госзаказом, констатирует Захаров. "Лазейки, конечно, оставались. Но если кто-то из чиновников до сегодняшнего дня еще позволял себе какое-то "творчество", то внесение в Госдуму законопроекта и в целом то, что на 2019 год взят курс на ужесточение борьбы с отмыванием денег, должно послужить им очень громким сигналом, что такую практику пора окончательно прекратить", - добавляет он.