Сериал особо представили за две недели до телеэфира - в Каннах на рынке контента MIPCOM. А теперь зритель может оценить "Обычную женщину" сам. Интересно, что режиссер сериала Борис Хлебников, известный по артхаусным фильмам "Коктебель", "Сумасшедшая помощь", "Пока ночь не разлучит", "Аритмия" и другим, до конца не понимает, чем именно привлекла его работа западного зрителя. Вот что он сказал на продюсерском завтраке во время рынка:
"Мне кажется, что в западном сериале, для того чтобы женщина в семье взяла все в свои руки, нужен невероятный поворот. Например, смерть супруга, или он становится инвалидом, или уходит из семьи. В России этот поворотный момент совершенно не нужен. Он сам по себе органично случается у женщин как раз в 40-летнем возрасте. И мне в этом смысле казалось, что ментально русская вещь, которую мы делаем, не очень понятна за рубежом. Муж героини - врач, он зарабатывает мало денег, и это не очень понятно. И мне не думалось, что это сработает".
Обозреватель "РГ", почувствовав, что режиссеру хочется возразить, продолжила с ним разговор.
Борис, вы делали свой первый сериал "Озабоченные, или Любовь зла" - он прошел только в России. "Обычная женщина" - ваш второй сериальный опыт, и он вызвал международный интерес. При этом я с вами в корне не согласна, когда вы говорите, что он - типично российский и в других странах женщины в семье ничего на себя не берут.
Борис Хлебников: Просто мне кажется, что тема инфантильности мужчин нигде во всем мире не проявляется так, как у нас. Если вы посмотрите на среднестатистическую российскую семью, то практически все обязанности, включая зарабатывание денег, к 40-45 годам лежат на женщине. И все глобальные решения в семье принимает женщина. И не думаю, что то, что женский мир победил, - нечто радостное для женщин. Я не уверен, что женщины от этого счастливы, как и мужчины в такой семье. Но эта история мужской инфантильности - она очень современная и понятная.
Мне кажется, что женщины во всем мире ощущают инфантильность мужчин. Сейчас модно движение #metoo, и вы с темой сильной женщины идеально в него влились.
Борис Хлебников: Я этого и не подозревал. Мне казалось, что в сериале "Обычная женщина" рассказана внутренняя история, но оказалось, что она каким-то образом понятна.
А что режиссеру дает международный интерес к его проекту? Вас это стимулирует, заставляет делать другие работы в глобальном ключе?
Борис Хлебников: Мне кажется, ничего не дает. Потому что самая глупая задача - делать интернациональный проект. Но любой мой ответ на этот вопрос будет кокетливым. Я через две недели буду в Кронштадте снимать свой следующий сериал. И он меня очень увлекает.
А я хотела вас спросить про ваш новый фильм, в основу которого положена книга Георгия Владимова "Три минуты молчания".
Борис Хлебников: Наташа Мещанинова пишет сейчас сценарий, и пока у нас не все получается.
Как вы думаете, с чем сейчас связан интерес ко всему советскому, вот и в вашем фильме - тоже?
Борис Хлебников: Мы переделали роман в сценарии. У нас рассказывается современная история нынешнего Мурманска. Никакого отношения к Советскому Союзу не имеет. В романе главные рычаги - они действительно очень советские, и мы все эти коллизии в отношениях оттуда убрали. Мне кажется, что, обращаясь к советскому, многие люди тоскуют о своем детстве и юности, но забывают о несвободе, которая была в то время.
Какой вы сериал снимаете сейчас?
Борис Хлебников: Это драма. Рабочее название "Шторм". Современная история про дружбу, предательство... Сценарий также Наталии Мещаниновой. В ролях - Александр Робак и Максим Лагашкин. Планируется восемь серий для интернет-платформы start.ru.
Означает ли это, что вы вошли во вкус и предпочитаете сериалы полнометражным фильмам?
Борис Хлебников: Да нет. Честно говоря, я в этом смысле - неразборчивый человек. Мне все равно. Я уже не очень понимаю глобально - в чем разница между сериалом и кино. Раньше мне казалось, что у сериала невозможен финал, потому что все время нужно продолжение. Но сейчас я понял, что в сериале можно создавать мир, историю, отношения. В кино сейчас это практически невозможно делать, если это не фестивальный фильм, который интересно снимать. Но у сериалов много преимуществ. А по способу работы я ничем не жертвую.
Некоторых режиссеров расстраивает, что в сериалах много рабочих смен, нужно растягивать сюжет...
Борис Хлебников: Мы, наоборот, сейчас режем в сериале "Шторм". Так же было и с "Обычной женщиной". Все зависит от того, как к этому относиться. Если как к принудительной работе - тогда да. А я отношусь как к развлечению - мне это очень интересно.
Будет ли второй сезон "Обычной женщины"?
Борис Хлебников: Он пишется и будет довольно сильно отличаться от первого, в нем есть развитие героини, ее мироощущения и миропонимания. Мне кажется как раз, что в этом смысле второй сезон - не коммерческая история, а просто логичное продолжение сюжета.
Люблю ваш фильм "Долгая счастливая жизнь" с Александром Яценко в главной роли, который прошел довольно тихо, в отличие от "Аритмии". Некоторые скажут, что режиссер Хлебников в "Аритмии" вырос, но как по мне - вы там просто продолжили свою линию. Как вы считаете, почему именно этот фильм так выстрелил?
Борис Хлебников: Скажу честно - не знаю. И до конца этого не понимаю. Видимо, случилось какое-то важное совпадение. Какое - я не знаю. Что-то люди там увидели, похожее на свое. Такое бывает. Мы никакую тему не хотели эксплуатировать. Но, скорее всего, момент глобального семейного кризиса похож у всех.
Вы считаете, что "Аритмия" выстрелила за счет семейного кризиса? А не из-за медицинской тематики, столь популярной во всем мире?
Борис Хлебников: Уверен в этом. Тема расставания и то, что оно у всех, видимо, оказалось довольно одинаковым. И все узнали себя.
"Аритмия", как и "Обычная женщина", востребована за рубежом. Ее отобрали в Торонто, на другие престижные фестивали. Вы считаете, что и это из-за любовной линии?
Борис Хлебников: Мне странно. Потому что, когда я был на зарубежных фестивалях и общался со зрителями, - они мало что понимали. "Аритмия" - это сугубо местный российский продукт. И даже по вопросам было понятно, что для них это странная экзотическая жизнь, к которой они не могут присоединиться.
Тем не менее на ней были полные залы - я сама видела.
Борис Хлебников: Мне это, как режиссеру, непонятно. Но, когда ты делаешь фильм, 500 раз его смотрел - ничего для себя не прояснить. И когда приходят фестивали, то начинаешь для себя все распутывать и, следуя за реакцией зала, по-новому относиться к своему фильму. Пускай плохо или хорошо, но по-настоящему, как оно есть.