"РАО должна продолжить тот курс, ту программу, которая была заложена Людмилой Алексеевной Вербицкой, - рассказал он. - Но вместе с тем мы должны ответить на те вызовы, которые сегодня стоят перед российской системой образования. Это и вопросы цифровой экономики, вопросы помощи детям в выборе профессии будущего. Особенно это актуально в условиях, когда мы не знаем, какие профессии исчезнут или появятся уже через 10-15 лет. Это глобальная фундаментальная задача, и тут на первый план выходит прогностическая функция науки", - рассказал он.
По словам избранного президента, академия сейчас активно участвует в разработке национальных проектов "Образование" и "Наука". Также РАО сотрудничает с фондом "Талант и успех" (образовательный центр "Сириус"), разрабатывает вопросы одаренности и работы с одаренными детьми. Еще одно направление - сотрудничество с РАН. "Мы продолжаем курс на сближение с Российской академией наук", - рассказал Юрий Зинченко.
Отдельно на общем собрании РАО академики подчеркнули важность развития психологической службы в России. Уже создан институт внештатных специалистов-психологов в федеральных округах и регионах. Создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования, запущен современный дата-центр, где будет собираться информация о результатах масштабных национальных исследований в области развития и психического здоровья шхкольников. Как признаются эксперты, без больших данных в современном образовании дальше двигаться нельзя.
Особенно актуально этот вопрос встает в свете того, что в школах есть острый дефицит психологов. На одного специалиста приходится более 800 учеников. Министр просвещения Ольга Васильева, выступая на собрании, призвала ускорить процесс возвращения школьных психологов в каждую школу.
"Последние трагические события в школах и колледжах показывают, что мы не в безопасности. И что присутствие школьного психолога не только необходимо, оно обязательно должно быть в каждой школе, - подчеркнула она. - Необходимо ускорить эту работу".
"Сколько бы мы не устанавливали металические рамки в школах, не обучали охрану, самое главное - это внутренняя безопасность каждого ребенка, - рассказала детский омбудсмен Анна Кузнецова. - И здесь не должно быть скоропалительных решений: нужны масштабные фундаментальные исследования".
Юрий Петрович Зинченко родился в 1966 году в Краснодаре. В 1993 году окончил факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1997 году - аспирантуру. С 2003 года заведует кафедрой методологии психологии психфака МГУ. С 2006 года также является деканом факультета. Входит в комиссию по образованию РАН, является известным специалистом в области методологических проблем психологической науки и психологии безопасности. Юрий Зинченко одним из первых предложил и использовал суперкомпьютерные вычисления для обработки массивов данных в психологических исследованиях. Первым в России внедрил технологии виртуальной реальности в проведение психологических исследований. Разработал оригинальную системно-динамическую модель психологической безопасности личности и общества. Под руководством Юрия Зинченко в рамках приоритетного нацпроекта "Образование" были разработаны инновационные программы подготовки магистров по направлениям "Психология безопасности" и "Психология переговоров и разрешения конфликтов". Является автором и соавтором более 270 научных статей, 57 книг, 18 учебных курсов по методологии психологии, психологии безопасности, психологии терроризма.