- В Европе, Америке и даже в Азии (например, в Тайване) искусство начинает обращаться к малышам, которых ранее как бы не замечало - мол, еще не доросли. Концепция стала постепенно меняться после Второй мировой войны, общество стало признавать, что ребенок уже с рождения полноценный человек, а не становится им, когда его "нагрузят" знаниями и социальными практиками. Значит, что это не дети до искусства не доросли, а художники не нашли с ними общий язык. Появляются выставки для самых маленьких, пластические представления… Вот и бэби-театр ищет формы, которые были бы понятны детям от полугода, а то и младше. Это вызов - как выразить свою идею и при этом быть понятным зрителю, который моментально чует фальшь. Если ты не искренен, ребенок найдет кто-нибудь поинтереснее, займется подушкой, кран какой-нибудь отвинтит… В России возникает огромное количество "микротеатров" для малышей, где в зале помещается до 20-40 человек. Они сразу получают шквал заявок от зрителей.
Иногда после бэби-спектаклей родители ворчат: "Почему нет действия/текста?", "Я сам ничего не понял", "Чему это учит?". Что бы вы им ответили?
Варвара Коровина: Театр - это не про развитие. Это про эмпатию, совместное переживание. Тут не будет "развивашек", где с ребенком повторяют что-то, учат цвета или звуки. В таком подходе есть некое снисхождение к детям, а бэби-театр исходит из того, что актеры и родители находятся с ним на равных. Вы вместе переживаете художественный опыт.
Наполнение спектакля, конечно, зависит от возраста зрителей, на который ориентировался режиссер. В шесть месяцев и в три года ребенок по-разному воспринимает зрелище. Младенцу комфортно и без текста, и без истории. Дети постарше меньше привязаны к родителям и могут наблюдать за развитием сюжета. Играет роль и национальная традиция. В Европе бэби-театр изначально обходился почти без слов. Но сегодня там есть запрос публики на текст, поскольку речь - важный канал общения даже с грудными детьми. Тут нет жестких правил и табу. На "Маршаке"-2018, например, будет московский спектакль "Снежный ветер", где все строится на тактильных ощущениях, и "Все подряд" по сказкам Тоона Теллегена, где текста довольно много, и текста абсурдистского.
Спектакль может не понравиться ребенку точно так же, как и взрослому. Это прекрасно, мы не настроены на всех произвести непременно положительное впечатление. Важно другое - обсудить с ребенком, как сработал спектакль. Как ты реагировал? Как я? Может быть, меня что-то увлекло, а ребенок в этот момент как раз потерял концентрацию. После многих спектаклей у нас заложено время для обмена впечатлениями, можно будет задать вопросы актерам и режиссерам. На бэби-спектаклях в финале малыши просто подходят, трогают реквизит, играют - им же надо познавать мир во всем объеме запахов и вкусов.
Нередко родителям сложно понять, зачем водить ребенка в профессиональный театр, с незнакомой обстановкой и обилием людей, когда есть представления в детских садах. Прямо в группу приходят актеры, устраивают интерактив…
Варвара Коровина: В принципе в этой практике ничего плохого нет. Вопрос в качестве зрелища. В Италии по детским садам с удовольствием ездит один из лучших театров. Но у нас уровень таких шоу обычно невысок. Мой ребенок пришел в детсад, уже умея хорошо говорить. Его стали занимать во всех постановках, и скоро ему это дело наскучило. Если в садике спектакли высокого класса - то, может быть, их и будет достаточно. Если же вам важно расширить культурный опыт ребенка, получить совместные эмоции - идите с ним в театр!
Как подготовить детей к восприятию спектакля?
Варвара Коровина: Главное - приходить непредвзятыми, не занимать сразу оценочную позицию. У меня сын не очень "театральный", и часто он на первых минутах спектакля заявляет: "Мам, все, мне не нравится". Я объясняю, что не надо так сразу "закрываться", надо дать спектаклю шанс достучаться до себя. Мало ли что там впереди!
Многим детям нужно время, чтобы адаптироваться в незнакомом пространстве. Поэтому я всегда советую приезжать в театр хотя бы за полчаса до спектакля, чтобы успеть походить по зданию, все рассмотреть. Ребенок может внезапно обнаружить, что он голоден, и вы спокойно купите ему бутерброд. Он может испугаться зайти в зал - не давите, подождите, дайте привыкнуть. Это проблема не только малышей. Дети постарше просто не скажут вам напрямую, что боятся, но внутренне будут испытывать тревогу и не получат такого удовольствия от спектакля, какое могли бы получить. В общем, важно не спешить и быть внимательным к ребенку. Основная тенденция в современном театре для детей как раз состоит в том, что спектакль - не "рупор идей", а пространство горизонтальной коммуникации, где основная ценность - общение.
Есть зрители, которые любят заранее изучить произведение, по которому сделана постановка. Почему бы и нет? Читать с ребенком перед сном - прекрасная традиция. У нас будут спектакли по сказкам Андерсена, Марии Парр - это отличная литература, зачитаешься! Не стоит бояться, что ребенку, который знает сюжет, в театре будет неинтересно. Дети любят повторение.
С подростками на ночь уже не почитаешь.
Варвара Коровина: Их подготовку все чаще берет на себя театр. В Германии до просмотра приняты педагогические уроки - в игровой форме. В России тоже есть подобный опыт. Например, в Саратовском ТЮЗе, который приедет на "Маршак", есть специальная программа для школьных групп. С ребятами общаются и до, и после спектакля. Обмениваясь мнениями и ассоциациями, одноклассники открывают много нового и в постановке, и друг в друге. Поход в театр перестает быть дежурным мероприятием. В программе этого года постановок для старших школьников не так много, но я думаю, им будет интересен спектакль "Я Басё" (он пластический, допускает море интерпретаций - подростки такое любят), "Железо", "Старый сеньор и..." по Маркесу (неоднозначен и сам текст, и его сценическое воплощение), "Спасти супербелку" по книге Кейт ДиКамилло.
Соответствует ли времени "подростковый" репертуар российских театров?
Варвара Коровина: Никто не понимает, что будет интересно тинейджерам. Они ведь выбирают билеты сами, без родителей. Даже если режиссер сам только окончил вуз, он может не чувствовать пульс подростков. Новому поколению нужна новая литература. Издательство "Самокат" выпускает много хороших современных книг для этого поколения, и в последние два года с ними стали активнее работать театры. Судя по количеству запросов на использование текстов, которые "Самокат получает" сейчас, тренд будет развиваться.
Справка "РГ"
Детский театральный фестиваль "Маршак" пройдет в Воронеже с 27 октября по 4 ноября. В программе - 28 спектаклей от трупп из Франции, Швейцарии и России (Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Петрозаводска), лекции и мастер-классы. Подробности на сайте marshakfest.com и сюжете "РГ".