Как сибиряки выживают в брошенных коммунальщиками аварийных домах

В Кузбассе, по данным областного парламента, подлежит расселению более 630 тысяч квадратных метров аварийного жилья. Каким образом в регионе будут решать проблему - это один вопрос. Но есть и другие. Например, как людям дожить в аварийном доме до переселения, если от него отказалась управляющая компания?

Именно на такое жилье в первую очередь обращали внимание активисты кузбасского отделения Общероссийского народного фронта, проводя мониторинг состояния признанных аварийными после 1 января 2012-го двухсот многоквартирных домов в Кемерове, Анжеро-Судженске и Киселевске. Девять из них значатся в реестре оставшихся без управления.

Жильцы, опрошенные "фронтовиками", рассказали, что ремонт они делают своими силами, а договоры есть лишь с ресурсоснабжающими организациями. Соответственно, дворы многоэтажек никто не убирает, мусор не вывозят. На улице Водопроводной в Анжеро-Судженске осталось снести всего три дома, построенных в начале прошлого века. Но когда это произойдет, неизвестно. А значит, жильцам опять предстоит всю зиму убирать снег во дворе самим.

Самостоятельно решать вопросы уличного освещения и установки контейнеров для мусора чиновники из мэрии посоветовали и жителям домов на улице Киселевской в том же Анжеро-Судженске. Но труднее всего приходится тем, кто проживает в двухквартирных домах, расселенных наполовину. О сроках своего переезда люди не знают, и разъяснений им никто не дает. Поэтому каждый поддерживает жилье в более-менее пригодном состоянии, как может. Но когда стены промерзают насквозь, какое уж тут соблюдение правил пожарной безопасности.

- Многоквартирные дома, включая аварийные, без обслуживания оставаться не должны - собственники жилья, либо, в случае их бездействия, муниципалитет обязаны выбрать способ управления, - подчеркнул член регионального штаба ОНФ Юрий Скворцов. - В 2015 году мы уже обращали внимание Государственной жилищной инспекции на эту проблему. Однако, к сожалению, управляющие компании нередко отказываются обслуживать аварийный жилфонд, поскольку им это невыгодно. Такие дома переходят в непосредственное управление жильцов, но лишь формально: на самом деле люди не знают, что им делать, и остаются с коммунальными проблемами один на один.

Итоги мониторинга общественники представят в прокуратуру, которая, в свою очередь, должна проверить, как региональные и муниципальные власти обеспечивают права жильцов аварийных домов. А если обнаружатся пробелы в законодательстве, представители ОНФ готовы принять участие в их устранении, выработать предложения о совершенствовании механизмов контроля ситуации - чтобы не было "неуправляемого" аварийного фонда.

Между тем новая программа сноса аварийных домов должна вступить в действие в следующем году в рамках федерального нацпроекта. Как уточнили в облсовете, механизмы ее реализации останутся прежними: переселение в жилые помещения по договорам социального найма, выкуп жилья у собственников. Планируется привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования, предлагая инвесторам перспективные для развития территории с аварийными домами.

Тем временем

Таштагольский городской суд по требованию прокурора обязал администрацию муниципального района предоставить квартиры девяти жителям аварийного дома по улице Вокзальной в поселке Мундыбаш. Дом, как показала прокурорская проверка, признали аварийным еще в 2014 году. Администрация издала распоряжение расселить его в течение пяти лет, однако этого не произошло. Муниципалитет должен обеспечить их квартирами, отвечающими санитарным и техническим нормам, площадь которых не меньше тех, что они занимают.