Как считают эксперты, черно-белые фотографии Инха - летопись эпохи, написанная светом и тенью. В 1894 году фотограф впервые предпринял фотоэкспедицию в Беломорскую Карелию, где за шестьдесят лет до этого Элиас Леннрот записывал эпические руны, ставшие всемирно известной "Калевалой".
Герои его произведений - обычные крестьяне. Они играют в карельскую игру кююккя, готовят традиционные карельские пироги. Здесь же и гужевой транспорт, и дороги, праздники и будни, а самое главное - люди ушедшей эпохи. С одной стороны, снимки как будто и постановочные, но, с другой, они показывают жизнь обитателей Беломорской Карелии конца девятнадцатого века. Здесь все настоящее - дома, одежда, утварь, традиции, настроение.
- Это было нелегкое путешествие, - рассказал один из инициаторов выставки, доктор Герберт Кратцер, председатель общества дружбы "Германия - Финляндия". - Он вез с собой на велосипеде 23 килограмма - столько весили все его приспособления для фотографирования. Снимки делал на стеклянных пластинах. Их около 200, пластины хранятся в разных музеях Финляндии.
Представители Германии к выставке финского фотографа имеют самое непосредственное отношение. Дело в том, что Инто Конрад Инха учился в фотошколе одного из немецких городов. Обучение, кстати, не закончил. В одном из писем сообщил, что занятия слишком дорогие для него.
После путешествия по Беломорской Карелии выставку фотографий он презентовал сначала в Германии, а потом и в Финляндии. В Карелии представили самые колоритные снимки. Их сопровождают цитаты из его книги, которую фотограф написал после возвращения из своего путешествия. Она называется "В песенном краю Калевалы", была выпущена в 1911 году. Русскоязычные читатели до сегодняшнего дня с ней были не знакомы.
Литературный перевод сделал карельский переводчик Роберт Коломайнен. Книга уже готовится к печати. А представленные в Национальном музее Карелии фотографии Инто Конрада Инха организаторы выставки с согласия финской стороны навсегда оставят в Петрозаводске.