Новая выставка продолжила цикл "Годы странствий Святослава Рихтера", посвященный странам, где бывал пианист. В прошлом году экспозицию "посвятили духовным родинам" музыканта - Франции и Италии. Сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина и куратор выставки Юлия Де-Клерк предлагают путешествовать вместе с Рихтером по Англии и Америке - странам, которые сыграли важную роль в судьбе пианиста, хоть и не были для него вторым домом.
Экспозиция в кабинете Нины Дорлиак посвящена поездке Рихтера в Штаты и его дружбе с американскими музыкантами - Юджином Орманди (который в 50-е впервые заметил еще невыездного пианиста в СССР), Аароном Коплендом, Сэмюэлом Барбером, Джоном Кейджем. В комнате звучит современный авангард Кейджа, а на стене висит подаренная композитором пластинка, сигнальный экземпляр с его автографом. В Америке к Рихтеру пришла мировая слава, его первые гастроли прошли с колоссальным успехом. О своей программе - в которую вошли сочинения Прокофьева, Дебюсси, все сонаты Бетховена - он позже писал в дневниках: "Я не пощадил американцев".
Вторая часть выставки, непропорционально занявшая почти всю квартиру, посвящена Англии и дружбе Рихтера с Бенджамином Бриттеном. Важен для пианиста и фестиваль в Олдборо, на который он регулярно ездил с 1964 года.
- Когда мы захотели сделать цилиндр частью выставочного пространства об Англии, это был наш экспозиционный ход. А потом оказалось, что Рихтер действительно купил себе цилиндр перед гастролями: "Как же так, я приеду в Англию, а у меня не будет цилиндра!". Так что мы попали в точку, - поделилась куратор Юлия Де-Клерк. Она шутливо заметила, что остальные экспонаты (в том числе, гравюры из музея Олдборо, партитура фортепианного концерта Бриттена с его автографом и пластинки) настоящие.
Гастроли театра Ковент-Гарден в 1963 году открыли Советскому Союзу мир английской современной музыки. В кабинете Рихтера транслируют уникальный фильм-хронику - культурные новости и главные моменты фестиваля, где Бриттен сидит в царской ложе или раскланивается.
Гостиный зал посвящен опере "Сон в летнюю ночь", премьера которой прошла в Большом театре в 1965 году. Она связала пианиста и композитора с будущей оперной дивой Еленой Образцовой, приглашенным художником Николаем Бенуа, дирижером Геннадием Рождественским. Спектакль приняли на ура. На выставке представили даже оригинальную афишу, предоставленную Большим театром России.
Отдельное место в экспозиции занимают "Декабрьские вечера", созданные по инициативе пианиста, призванные показать единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии. В 1983 году Святослав Рихтер ставит спектакль "Альберт Херринг", а годом позже - оперу Бенджамина Бриттена "Поворот винта". Борис Мессерер стал художником, а режиссировал сам Рихтер. На фото с репетиций сдержанный пианист не похож на себя - горит идеей и помогает актерам.
Неслучайно в кабинете висит портрет Моцарта. С ним советского музыканта связывало многое. Например, Святослав Рихтер играл три концерта австрийца на фестивале в Олдборо в 60-х годах. В мемориальной квартире висит редчайший прижизненный портрет Моцарта работы Иосифа Грасси, который предоставили в Музее музыкальной культуры. Среди множества теплых дружеских писем, расположившихся на столике, выделяется печальное письмо Питера Пирса на смерть Бенджамина Бриттена. Оно заканчивается словами: "Бен спит спокойно, и больше его ничто не тревожит". В память о своем друге Рихтер два часа играл Шуберта на фестивале в Олдборо.
- Совершенно внезапно в мемориальную квартиру во время подготовки выставки пришла Елена Мстиславовна Ростропович, - поделилась куратор Юлия Де-Клерк, - Она нам рассказала, что Мстислав Леопольдович, зная, что Святослав Рихтер сильно болен и уже не может играть, взял виолончель и поехал к нему во Францию, чтобы посидеть с ним вместе, немного приободрить его. И попрощаться.