Андрей Николаевич, в Нижегородской области 12 июля этого года была создана рабочая группа по комплексной реабилитации и абилитации людей с инвалидностью, которую вы возглавили. Чем объясняется необходимость ее появления именно сейчас, какие задачи стоят перед группой?
Андрей Гнеушев: Это связано со многими накопившимися вопросами, решать которые в рамках одного ведомства невозможно. Поэтому в группе такое широкое представительство, помимо нас, это весь социальный блок: минздрав, минобразования, минкульт, минспорта, управление по труду и занятости, а также министерство информационных технологий. К примеру, мы столкнулись с проблемой раннего выявления возможных отклонений в развитии у детей. Необходимо создать единую "точку входа", куда родители могли бы обратиться за консультацией при появлении любых сомнений, и к этой работе надо привлекать разноплановых специалистов.
Сегодня все прочнее входит в обиход слово "инклюзия", услышать его можно не только от специалистов. Как вам кажется, отношение общества и государства к людям с ОВЗ постепенно меняется?
Андрей Гнеушев: Конечно, таким гражданам сегодня уделяется большое внимание, и постепенно меняется понимание основной задачи. Не просто дать денег, средства реабилитации, еще какие-то льготы - все усилия сосредоточены на максимальной социализации.
В стране создано множество институтов для этой категории граждан от самого маленького возраста, задача которых - создать такие условия, чтобы люди с инвалидностью, ОВЗ не чувствовали себя обделенными. Особое внимание уделяется школьникам и тем, кто только что окончил учебные заведения. Мы должны предоставить им равные возможности для самореализации.
Радует, что в последние лет десять общество стало относиться к этим проблемам с большим пониманием.
В советское время многими вопросами занималось преимущественно государство, а в 1990-е, когда система рухнула, на первый план вышли коммерческие интересы. Сегодня, к счастью, пришло понимание, что общество не может быть ни здоровым, ни успешным, если немалая его часть чувствует себя отвергнутой, ненужной. Причем такое отношение я вижу и в коммерческом, и некоммерческом секторе. Обязанность государства - поддерживать полезные общественные инициативы.
Сегодня в Нижегородской области более трех тысяч учреждений, работающих с людьми с инвалидностью и ОВЗ. В нашу компетенцию входит система соцзащиты, в том числе и реабилитационные центры, прежде всего для детей с инвалидностью в тяжелой форме с круглосуточным пребыванием. Кроме того, на их базе открыты досуговые центры для детей с ОВЗ до 18 лет. Как раз сейчас мы внедряем новую программу, расширяя возрастные рамки до 23 лет. Кстати, это направление нужно расширять как допуслугу за счет НКО.
Какие еще услуги могут быть переданы министерством соцполитики некоммерческим организациям (НКО), посвятившим себя помощи людям с инвалидностью?
Андрей Гнеушев: Мы уже работаем с НКО, занимающимися реабилитацией людей с инвалидностью и ОВЗ. Нельзя сказать, что все складывается просто, но мы пошли по этому пути и считаем, что сделали правильно. Как правило, сотрудники НКО - люди со своим аналогичным жизненным опытом. Пропустив ситуацию через себя, они пытаются помочь не только близким, но и другим людям.
К сожалению, существует ряд формальных ограничений. К примеру, мы заинтересованы в том, чтобы отдать на аутсорсинг заботу о какой-то группе граждан в комплексе, а почти все НКО оказывают лишь очень узкий спектр социальных услуг, не хватает и квалифицированных кадров.
При этом никто не отменяет систему государственных учреждений. Важно понимать: услуга, на которую человек имеет право, ему обязательно будет оказана. Сегодня это может сделать и НКО, которая в таком случае получит субсидию из бюджета.
Насколько качественно, добросовестно НКО оказывают услуги людям с инвалидностью и ОВЗ, есть ли нарекания к ним?
Андрей Гнеушев: В законодательстве четко все прописано, а надзорные органы бдительно следят за его исполнением, где-то, грубо говоря, срезать угол весьма сложно. Наша позиция проста: все стандарты, нормы и правила должны соблюдаться неукоснительно. И не важно, кто оказывает услугу - государство или НКО. Перед законом все равны. В целом серьезных нареканий к тем НКО, с которыми мы сотрудничаем, у нас нет.
Если НКО действительно хочет заниматься этой сферой, она впишется в стандарты. На федеральном уровне они постоянно совершенствуются, уточняются, как и вопросы тарифного образования. Тут нельзя открывать ворота всем и бесконтрольно отдавать оказание услуг частному сектору, ведь мы говорим о самой уязвимой категории граждан.
К сожалению, свою уязвимость эти люди часто ощущают при общении с чиновниками, особенно на муниципальном уровне, слыша фразы вроде "это не в нашей компетенции", "нас это не касается" и так далее…
Андрей Гнеушев: Человек, пришедший, например, в сельскую администрацию, не должен детально вникать, какие уровни власти у нас существуют, где чьи полномочия и так далее. Поэтому правительство региона через отраслевые министерства совместно с органами местного самоуправления выстраивает единую вертикаль для помощи людям с инвалидностью и ОВЗ. Основную финансовую нагрузку несет региональный бюджет, и посредством межбюджетных трансфертов он помогает учреждениям, работающим на местах.
У нас на уровне муниципалитетов уже созданы комиссии, которые возглавляют, например, заместители главы администрации по социальным вопросам. В них входят представители регионального министерства соцполитики, надзорных ведомств. Они внимательно следят за тем, чтобы интересы людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, всегда соблюдались. Конечно, бывают исключительные моменты, и мы стараемся свести их число к нулю.
На сайте министерства социальной политики Нижегородской области по номеру индивидуальной программы реабилитации (ИПР) доступна информация, в каком учреждении ведомства можно пройти социальную реабилитацию.
Справка "РГ"
Министерство социальной политики Нижегородской области обслуживает более миллиона нижегородцев. Из них 284 431 человек с инвалидностью, из которых 9707 - дети. В региональном реестре поставщиков социальных услуг находятся семь НКО и восемь коммерческих структур. С начала следующего года для них начнут действовать единые ГОСТы, также Минтруд РФ разработал проекты стандартов о вхождении в реестр.
Материал подготовлен в сотрудничестве с ООО "Симона"