28.10.2018 17:04
    Поделиться

    МАМТ показал премьеры одноактных балетов

    Выписав из Парижа на царствие экс-звезду и успешного управленца балета Гранд-опера Лорана Илера, МАМТ регулярно представляет плоды просвещения. В нынешней программе танцевали классику "Кончерто барокко" Джорджа Баланчина, мудрые "Восковые крылья" Иржи Килиана и новинку-сюрприз современника Андрея Кайдановского "Пижамная вечеринка".

    Лояльному зрителю в разных отсеках можно было выбирать фаворита трижды. Выбор между классиками и новичком, однако, не равен: к классикам идешь с лупой "как исполнено", а к новичку - с вопросом "что наворотил?" Андрей Кайдановский наворотил спектакль, какого не было давно: веселый без гэгов, умный, толково построенный, давший шанс и охнуть, и улыбнуться. Надо быть храбрым (и получить карт-бланш от МАМТа, выведшего Кайдановского к российской балетной публике), чтоб в академическом театре устроить бой подушками и понести по сцене гробики-матрасы. И надо иметь хороший культурный уровень, чтоб все это смотрелось не хамским свистом, а крепким спектаклем. Кайдановский все сложил, и это главная сенсация вечера.

    Черно-белая неоклассика "Кончерто барокко" просит легких силуэтов - на них и сконструирована эта прозрачная и адски сложная хореография. А тут в первой же сцене стали предательски видны скромные по этой части силы труппы. При общем празднично-премьерном настрое (выбор-то правильный, Баланчин в афише подтянет кого угодно) можно бы усмотреть в этих нехрупких формах параллель с первым составом артистов: в 40-е, когда спектакль появился на свет, балерины не были такими уж бестелесными. Однако спортивными были, так что с плотными фигурками сочетались острые па, хороший темп и отточенные стопы. Девушки МАМТа эту сложность не вытянули, задохнувшись уже к середине. И две славные солистки, и невозмутимо надежный Георги Смилевски-старший положения не спасли: "Кончерто барокко" пошел на растопку.

    "Восковые крылья" Килиана взяли реванш. МАМТ впервые станцевал его пять лет назад, но теперь спектакль стал на порядок качественнее. Артисты освоились в прежде непривычном "сильно умном" танце, где продуман и заряжен эмоциями каждый жест. Па стали точнее, ноги длиннее, а головы поняли, что стиль - это не абстрактно-вымороченное, а конкретное, демонстрируемое миру телом и выучкой танцовщика. Все четыре пары смотрелись прекрасно и даже изысканно, и все же Оксана Кардаш осталась первой среди равных. Именно на эту универсальную балерину с ее безупречным чувством сцены и времени сделал ставку Андрей Кайдановский.

    И громадная красная кнопка, с которой Он готов был всех послать в рай, под Ее рукой всего лишь включает ночник...

    Относительно "Пижамной вечеринки" ожидания разнились: с одной стороны, происхождение обязывает (премьера Кайдановского пришлась к выходу обновленного "Сталкера" с его гениальным отцом), с другой - расслабленное название, с третьей - едва оформившаяся репутация Андрея Кайдановского как прямолинейного философа. Сейчас он просто вывел на сцену Его (Денис Дмитриев) и Ее (Оксана Кардаш), набросал десяток удобных для скачек ортопедических матрасов (сценограф Каролина Хёгль) и для начала напомнил, что мужчины и женщины прибыли с разных планет. Оба они в банных халатах, но пока Она с полотенцем-тюрбаном на голове просто живет, Он примеряется к жизни с этим смутным объектом желания. Экстракт из дюжины музыкальных опусов (дизайн и аранжировка - Дмитрий Чеглаков) очень помогает делу. Под нестерпимо нежный романс из кинофильма "Овод" Дмитрия Шостаковича Она приводит себя в порядок, а Он, тревожно вглядываясь, примеряет ритуал на себя - и как же неуклюж биовид "мужчина обыкновенный", вбивающий крем от морщин вокруг глаз. А под вопли племени маори и снегопад из подушек набежавшие (во сне?) два десятка одетых в полосатые пижамки парней с вожаком (Алексей Любимов) кидаются в бой. Их готовность убить друг друга почти ужасает, но тут выплывает Она, и маскулинное эго уходит, поджав хвост, прямо в постель. А громадная красная кнопка, с которой Он готов был всех послать в рай, под Ее рукой всего лишь включает ночник.

    Больше прочего эта постановка напоминает опусы шведа Йохана Ингера с его скандинавским юмором, умением не морочиться по пустякам и видеть важное за обыденным. Андрей Кайдановский сделал простенький и со вкусом спектакль, преуспев и с идеей, и с ее воплощением.

    Поделиться