29.10.2018 11:15
    Поделиться

    Как распознать, что ребенок стал жертвой агрессии

    Трагедия в Керчи вновь поднимает вопрос: а что мы действительно знаем о том, чем живут наши дети? Может ли учитель вовремя распознать предпосылки агрессивного поведения? Помогут ли различные психологические тесты? Об этом "РГ" рассказала доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ Варвара Делибалт.

    По каким признакам школьные учителя могут распознать предпосылки к агрессии у школьника?

    Варвара Делибалт: Агрессивное поведение типично для детей и подростков, часто оно говорит о трудностях, с которыми сталкиваются ребята. Такое поведение в школе может проявляться в виде физического (драки, удары, толчки) или психического насилия (оскорбления, насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы). Может проявляться в интернете.

    Если ученик в подавленном настроении, сторонится одноклассников, избегает массовых мероприятий в школе, негативно реагирует на сигнал нового сообщения на смартфоне, отпрашивается с уроков, объясняя это плохим самочувствием, наносит себе порезы, ожоги и так далее, - все это может быть признаком того, что ученик стал жертвой агрессии со стороны сверстников. Иногда именно длительная травля становится одним из факторов, когда жертва, не получая помощи и решения проблемы буллинга, выражает свое состояние в агрессивных действиях.

    А другие отклонения?

    Варвара Делибалт: Именно учитель может первым заметить, что ребенку нужна помощь психолога. Но каждый вид девиантного поведения (рискованное, суицидальное зависимое, агрессивное и другие) имеет свои признаки. И тут мощным подспорьем станет Навигатор профилактики отклоняющегося поведения, разработанный нашим университетом по запросу Министерства образования и науки (сегодня - Министерства просвещения). Он создан специально для педагогов. Из него, например, можно узнать список популярных у школьников, но смертельно опасных увлечений: зацепинг, руфинг, экстремальное селфи и другие… По каким признакам их можно заподозрить? И самое главное - что делать, если узнаешь о рискованном хобби подростка? Как ему помочь? Составлен простой и понятный список конкретных шагов для учителя.

    Девиантное поведение - сложная междисциплинарная проблема, поэтому в памятках акцент поставлен на ранней профилактике, адресной помощи и комплексной работе команды специалистов (педагогов, психологов, социальных педагогов, специалистов других ведомств).

    Какие психологические тесты сейчас дают школьникам? Правда ли, что большинство из них разработаны по зарубежным методикам?

    Варвара Делибалт: Для работы с социальными рисками необходимо подбирать чувствительные тесты, позволяющие своевременно помочь ребенку. Есть и отечественные разработки, и зарубежные, адаптированные для нашей действительности (методики диагностики агрессивности, дезадаптации, технологии оценки рисков и т.д.). При этом важно увидеть уязвимость ребенка к конкретным факторам риска, которые могут усилить формирование поведенческих проблем, и вести работу целенаправленно.

    Девиантное поведение, буллинг, скулшутинг - это проблемы, с которыми общество сталкивается не только в России, но и в других странах. Поэтому для решения этих проблем важно объединять усилия. Однако существует острая потребность в проведении масштабных исследований современного детства, выстроенных по единой схеме на территории всей страны. Нужно уточнять, как изменились нормы психического и психологического развития, заново валидизировать некоторые методы диагностики, модифицировать имеющиеся или разрабатывать новые технологии помощи. Такая задача стоит перед всем научным сообществом.

    Как меняются программы подготовки школьных психологов с учетом ЧП, которые происходили в российских школах в течение нескольких последних лет?

    Варвара Делибалт: Если говорить о подготовке специалистов в области работы с социальными рисками и девиантным поведением, то более 8 лет назад факультет юридической психологии МГППУ вместео с Московским университетом МВД принимал участие в разработке ФГОС "Педагогика и психология девиантного поведения". И с тех пор мы, а также еще 22 гражданских ВУЗа страны (помимо ведомственных) готовят таких специалистов.

    У нас также есть магистерская программа "Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение, профилактика", а в Университете - магистерская программа "Школьная психология", которая непосредственно готовит школьных психологов по актуальным направлениям, включая профилактику нарушений поведения. Сейчас наш факультет апробирует программу повышения квалификации для педагогов-психологов всех уровней образования "Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательной среде", которая была разработана в этом году непосредственно для школьных психологов с учетом острых и актуальных проблем.

    Многие ли из выпуска реально идут работать в школы?

    Варвара Делибалт: МГППУ -  психологический вуз, у нас 6 факультетов, готовящих специалистов-психологов в разных направлениях. Мой факультет юридической психологии выпускает ежегодно более 100 специалистов, многие из которых (около 70%) идут работать в детские сады, школы, колледжи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также учреждения социальной сферы. Мы стараемся поддерживать связи со своими выпускниками, нередко они принимают на своих базах наших студентов на практику.

    Но все-таки школьных психологов не хватает…

    Варвара Делибалт: Прошло несколько дней после трагедии в Керчи. И если посмотреть комментарии подростков в пабликах социальных сетей, то можно увидеть: сами ребята пишут о том, как необходима сегодня помощь психолога.

    Важно, чтобы в образовательных организациях работали специалисты разных направлений: педагогические, социальные, клинические, юридические психологи (в том числе специалисты в области педагогики и психологии девиантного поведения), психологи-консультанты. Это как с поликлиникой: каждый врач занимается лечением конкретных заболеваний, при этом никому в голову не придет требовать от офтальмолога лечить болезни желудка, а от гастроэнтеролога - болезни глаз. В этом смысле в школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы, в которых, например, педагогический психолог занимается проблемами учебной деятельности, а юридический психолог или специалист в области педагогики и психологии девиантного поведения - помогает группам риска. Сейчас часто в школе работает один психолог, а его нагрузка очень высокая. Ситуацию необходимо менять.

    Поделиться