30.10.2018 18:08
    Поделиться

    Никита Анисимов: ЕГЭ - не единственный способ контроля знаний

    В Дальневосточном федеральном университете готовят кадры в цифровой экономике и планируют запускать беспилотники
    Недавно в Совете безопасности РФ обсуждались рекомендации по подготовке кадров в рамках национального проекта "Цифровая экономика России". В частности, говорилось о необходимости повышения практико-ориентированных компетенций обучающихся в сфере информационных технологий. На "Деловом завтраке" в "Российской газете" мы расспросили ректора Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Никиту Анисимова, для кого вуз готовит специалистов по цифровой экономике и как решает кадровую проблему на Дальнем Востоке.

    Никита Юрьевич, на базе вашего университета действует первая в России школа цифровой экономики. Что вы вкладываете в понятие "цифровая экономика"?

    Никита Анисимов: Цифровая экономика - это экономика, основанная на данных, которые уже проникают во все сферы нашей жизни: "умные города", искусственный интеллект, технологии дистанционного зондирования Земли, даже искусство уже становится цифровым. Большие данные, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей - все это требует специальных знаний и навыков для создания новых конкурентоспособных решений и продуктов. Это значит, что в ближайшем будущем хэдхантеры начнут настоящую охоту за специалистами с цифровыми компетенциями, и наши выпускники будут самыми востребованными на новых рынках.

    Вам не кажется, что в последнее время очень много говорится о цифровизации? У вас нет опасений, что попросту можем "заболтать" эту тему…

    Никита Анисимов: Я думаю, наоборот, слишком мало об этом говорим. Мы рискуем непоправимо отстать, если не будем об этом говорить, а только думать и молчать.

    Когда технопарк появляется только в 20-х годах XXI века на Дальнем Востоке, вот это можно назвать отставанием. Мы заболтали слово "инновации", реальную задачу, которая заключается не в том, чтобы построить здание, а в том, чтобы создать набор инструментов для поддержки молодежи. Когда они только пытаются выйти на сложный азиатский рынок, который перенасыщен предложениями. Им нужна сильная поддержка, как это сделано, например, в центральных регионах России. Это и фонды развития, и Сколково с его льготами, и множество инструментов финансовой поддержки. В созданном у нас технопарке, который уже работает, оказываем поддержку нашим ребятам всеми доступными нам способами.

    Хэдхантеры скоро начнут настоящую охоту за специалистами с цифровыми компетенциями, и наши выпускники будут самыми востребованными на новых рынках

    Как в вашем вузе будут обучать цифровизации, существуют ли уже какие-то стандарты?

    Никита Анисимов: Открытие Школы цифровой экономики в ДВФУ отвечает одной из ключевых задач федеральной повестки - подготовка кадров для цифровой трансформации региональной и национальной экономики. Мы начали с пяти уникальных в масштабах страны магистерских программ. Это "Кибербезопасность", "Технологии виртуальной и дополненной реальности", "Искусственный интеллект и большие данные", "Управление развитием территорий на основе технологий и данных дистанционного зондирования Земли" и "Цифровое искусство". Все программы были собраны в партнерстве с технологическими лидерами и ведущими исследовательскими центрами. Во многом это еще эксперимент, и программы могут претерпевать изменения в процессе обкатки, но то, что школа станет точкой, где сойдутся высокотехнологичный бизнес, наука и образование, - это факт. Что касается стандартов, то модель обучения будет опираться на проектную деятельность и разработку цифровых проектов совместно с ведущими компаниями.

    Как в ДВФУ работают с талантливыми детьми? Скоро в Приморье появятся научные центры, подобные сочинскому "Сириусу"?

    Никита Анисимов: Такие задачи решаются ощущением ответственности руководителей за ту молодежь, которая живет у них в регионах. Если человек понимает, зачем нужен "Сириус" в регионе, то он появится завтра. Очень ждем, что новое руководство края реализует задачу, обозначенную в поручении президента. А пока мы работаем с ребятами, которые стремятся к знаниям, в ожидании открытия своего дальневосточного "Сириуса". За последние два года провели более 20 интенсивов и проектных школ по иностранному языку, математике, естественным наукам для молодежи не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока. Результаты не заставили себя ждать: не прошло и полутора лет, как наши ребята поехали на финал Всероссийской олимпиады школьников. Такого в Приморском крае не было уже несколько лет.

    Максим Ильясов, ученик выпускного класса школы поселка Бобровский Свердловской области, спрашивает вас: меня очень увлекает все, что связано с программированием, цифровыми технологиями. Мы с родителями переезжаем на Дальний Восток, насколько развито это направление в вашем университете?

    Никита Анисимов: Сейчас на рынке фиксируется огромная нехватка программистов. В этом году проходной балл по ряду направлений в области информатики, компьютерной безопасности был от 72 до 75, в зависимости от направления подготовки. Программисты не дотянули до рекордных цифр, которые показали международники, где проходной балл был больше 80. Но в Приморском крае, где не так много ребят сдают ЕГЭ по информатике, большой спрос на направления, связанные с программированием, продиктован тем, что к нам приезжают ребята со всей страны. В следующем году количество бюджетных мест, например, на прикладную информатику - 50, на прикладную математику и информатику - 66, всего - более 300 бюджетных мест на разные IT-специальности. Пробуйте свои силы...

    А куда сегодня самый большой конкурс? Чему хотят учиться?

    Никита Анисимов: Огромный поток желающих в Школу биомедицины. Этот молодой факультет открыт с 2012 года, работает в очень плотной связке с Медицинским центром ДВФУ. В нем проходит около 7 тысяч высокотехнологичных операций в год, трудится множество профессионалов, в том числе из-за рубежа. У студентов и ординаторов есть возможность стажироваться, не выходя из здания! Поэтому конкурс сюда очень большой...

    В этом году ДВФУ впервые попал в так называемую зеленую зону по баллу ЕГЭ у поступивших на бюджетное отделение. Какие факультеты рекордсмены по высокобалльникам?

    Никита Анисимов: Приемная кампания-2018 подтвердила, что ДВФУ стали чаще выбирать талантливые абитуриенты. 41 человек - со 100-балльными результатами по ЕГЭ, почти 800 высокобалльников, которые набрали 230/320+ баллов за три/четыре экзамена (для сравнения, год назад таких было чуть больше 600). Средний балл ЕГЭ за год у нас вырос на 3 пункта. Самый высокий средний балл был у журналистов - 92,3, у юристов - 87,4, у международников - 86,7, у востоковедов - 85,5, у медиков на "лечебном деле" - 81, на робототехнике - 78 баллов. Причем, как я уже сказал, с такими высокими баллами поступают ребята со всей России. Только из Москвы приехали учиться 30 человек. Для тех, кто поступил с высокими баллами (230+), мы запустили специальную программу поддержки талантливых студентов Academic Excellence and Honors Education, которая включает в себя систему тьюторского сопровождения и индивидуальной грантовой поддержки. Это позволит талантливым первокурсникам ДВФУ выстраивать индивидуальные образовательные траектории для максимального развития своего потенциала.

    Приезжие обучаются и уезжают к себе, а местные рискуют остаться без высшего образования. Можно ли для местных выпускников выделить специальные квоты?

    Никита Анисимов: Я не вижу риска для ребят, которые живут в Приморье, поступить в любой понравившийся им вуз по результатам ЕГЭ, который является объективным механизмом контроля качества знаний. Оценивать качество школьного образования во Владивостоке мне, пожалуй, сложно. Хотя, когда вижу статистику, что средний балл ЕГЭ по математике по Приморью менее 42 баллов, то повод переживать есть. Но забирать этим право у ребят из Свердловской области поступать в ведущие университеты страны по результатам ЕГЭ я не готов. В наших школах при университете учатся более 2,5 тысяч школьников, и они сдают в среднем на 60 баллов. У нас есть девочка, которая получила две стобалльные отметки на ЕГЭ. И сейчас она - студентка ДВФУ. Поэтому нужно не стесняться учиться, где бы ты ни жил, и тогда будут открыты двери любого университета страны. Подростку нужно как можно раньше задумываться, что будет с ним через 10-15 лет.

    Про меня в свое время очень многие говорили как о мальчике, который лишен детства. В 15 лет я поступил в мехмат МГУ, в 23 года защитил кандидатскую диссертацию. В 38 лет я стал ректором ДВФУ. Да, в чем-то я был лишен детства, но, поверьте, я ни о чем не жалею.

    Вы готовите специалистов под реализуемые проекты на Дальнем Востоке?

    Никита Анисимов: На последнем Восточном экономическом форуме наш университет заключил соглашения о подготовке специалистов для авиакомпании "Аврора", Дальневосточного морского пароходства, СИБУРа и др. Мы договорились, что совместно с Агентством по развитию человеческого капитала займемся разработкой новых образовательных программ, студенты которых будут проходить практику в компаниях-партнерах с перспективой трудоустройства. Кроме того, мы запустили новую модель образовательного партнерства с работодателями Дальнего Востока. Университет готов включаться в разработку кадровых стратегий для предприятий, которые приходят или уже работают на Дальнем Востоке, открывать совместные образовательные модули в интересах партнеров, чтобы обеспечить регион квалифицированными кадрами.

    Еще год назад минпромторг и ФГУП НАМИ заявляли, что кампус ДВФУ может стать зоной тестирования беспилотного транспорта. Получилось?

    Никита Анисимов: Мы обратились во все инстанции с просьбой запустить зону тестирования беспилотного транспорта на острове Русский. Но, к сожалению, бюрократическая машина пока нас победила. Для запуска беспилотного транспорта в нашей стране, как выяснилось, требуется соблюсти слишком много условий. И это возможно только на закрытых территориях, таких, как "Сириус" и Сколково, где уже были первые пробные запуски беспилотного транспорта. У нас же на территории кампуса одновременно находятся около 15 тысяч человек. Это зона повышенного риска, которая требует большого количества согласований и контроля за происходящим. Между ведомствами до сих пор происходят очень жесткие дебаты по этому поводу, но с открытием на острове юридического заповедника, я думаю, недалек тот час, когда мы с радостью запустим беспилотник. Мы уже сделали лабораторию, осталось определиться с платформой и индустриальными партнерами. Сейчас в лидеры по беспилотному транспорту выходит Яндекс, с которым мы ведем переговоры и надеемся найти общий язык в этом вопросе.

    Студент первого курса ДВФУ Егор спрашивает вас: собирается ли вуз решать вместе с городом транспортный вопрос? Муниципальные автобусы ходят на остров через пень-колоду и переполнены. Добираться большая проблема.

    Никита Анисимов: Прекрасно понимаю Егора и разделяю его негодование. Поверьте, когда на улице минус 20, на остановке стоит толпа, а автобус ходит один раз в 20 минут... тут не до смеха. И так два раза в день. Но из-за неурядиц, которые происходят у нас в системе управления городом и краем, нам довольно сложно добиться от тех, кто отвечает за транспортную доступность, решения этого вопроса. Пока заявлено, что еще один автобус на 100 мест начинает курсировать на маршруте город - остров. Нам удалось договориться, что в пиковые часы будут пускать больше автобусов. Конечно, мы боремся, и пишем, и встречаемся с руководством края, но ситуация пока решается медленно.

    Одна из горячих тем осени - переход вузовских лекций в формат онлайн-курсов. Высшая школа экономики готова за пару лет сделать все лекции виртуальными. Как вам идея?

    Никита Анисимов: В этом учебном году более 12 тысяч наших студентов будут слушать онлайн-курсы ведущих университетов страны: Физтеха, МГУ, ВШЭ, Питерского политеха и др. К примеру, все инженеры первого года обучения будут слушать онлайн-курс по математике Инны Садовничей - доктора наук из МГУ. Наши преподаватели будут сопровождать освоение этого курса "на местах", помогать, если студенту что-то непонятно в лекции. Я вижу в этом только преимущества. Да, преподаватели опасаются, что останутся не у дел. Это не так. Преподаватель - такой же ключевой капитал университета, как и студенты, это его база. Поэтому я буду выступать за взаимодействие двух режимов: онлайн и офлайн.

    Молодой ученый-экономист Надежда Часова спрашивает: какие меры материальной поддержки молодых ученых есть в вашем вузе?

    Никита Анисимов: Каждый год проводим грантовые конкурсы для молодых ученых совместно с Фондом целевого капитала ДВФУ. Ученые получают целевые гранты в размере 2 миллионов рублей в год на приоритетные направления развития. В этом году, например, для нас такими приоритетами являются виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность, востоковедение и ресурсы мирового океана. Кроме того, у нас есть программа финансовой поддержки аспирантов и докторантов. В среднем ежемесячные доплаты аспирантам составляют 40 тысяч рублей, докторантам - 50 тысяч. За счет программы "Мотивация" предусмотрены дополнительные выплаты за опубликованные в научных изданиях статьи. К примеру, за публикации материалов в Science и Nature полагается до одного миллиона рублей.

    ЕГЭ - не единственный способ контролировать качество знаний. Есть ребята, которые могут проявлять свои способности в естественных науках, не выдавая высоких результатов на экзаменах

    В этом году был прилично сокращен перечень олимпиад школьников, которые дают льготы при поступлении в вузы. Многие ребята не могли подтвердить свой "олимпийский" результат высокими баллами ЕГЭ. На ваш взгляд, сокращение - необходимая мера? Сколько олимпиадников в этом году вы приняли?

    Никита Анисимов: В ДВФУ зачислено 18 победителей и призеров всероссийских олимпиад. В 2007-2009 годах я был ответственным секретарем Российского совета олимпиад школьников. И уже тогда шли дискуссии о том, должны ли результаты олимпиад соотноситься с результатами ЕГЭ? По каким предметам должна проводиться олимпиада? Вы знаете, что долгое время олимпиады проводились исключительно по традиционным предметам. Пока не появился президентский проект "Национальная техническая инициатива" и Олимпиада НТИ по 19 междисциплинарным направлениям, таким, как "Агробиотехнологии" или "Интеллектуальная робототехника". Сегодня участие и победа в этой олимпиаде засчитывается при поступлении в вузы.

    Убежден, что ЕГЭ - не единственный способ контролировать качество знаний. Есть ребята, которые могут проявлять свои способности в естественных науках, не выдавая высоких результатов ЕГЭ. И олимпиады, несомненно, имеют право на существование. Уверен, нынешнее руководство минобрнауки будет объективно оценивать не только их количество, но и качество.

    Рособрнадзор собирается менять систему госаккредитации и лицензирования вузов. Возможно, появятся три уровня аккредитации. Вы к переменам готовы?

    Никита Анисимов: Реформа действительно назрела. Сейчас стоит вопрос не столько борьбы с нарушителями, сколько вопрос повышения качества образования. Только здесь важно не связывать два процесса: бюрократический и содержательный. Конечно, ответственность за то, что происходит в образовании, должна быть. Скажу так: мы слишком не доверяем тем людям, которым отдали учить своих детей. На мой взгляд, это огромная проблема всей системы высшего образования. А будут уровни аккредитации или нет… Либо мы хорошо учим, и любой эксперт это подтвердит, либо мы учим плохо, и тогда уж точно найдутся те, кто это проверит.

    Ключевой вопрос

    По невостребованным в России специальностям будем обучать иностранцев

    Обучение иностранцев - важное направление для вашего вуза. Как привлечь иностранного студента в Россию - есть секрет?

    Никита Анисимов: Секрет прост: нужно делать такие образовательные программы, которые будут конкурировать с топовыми программами ведущих университетов мира. Это как раз к вопросу о контроле качества: ориентироваться не на документы, а на конкурентоспособность на мировом образовательном рынке. Добиться этого сразу по всему университету сложно, но по конкретным образовательным программам - вполне подъемная история. Например, мы сейчас запускаем совместную двухдипломную образовательную программу с МГИМО на английском языке. Для нее сформированы две учебные группы - для студентов-россиян и иностранцев. Скажу больше, все двухдипломные программы, которые мы сейчас запускаем с российскими университетами, будут программами, адаптированными под иностранцев. Кроме того, что иностранцам у нас интересно учиться, они комфортно себя чувствуют в комфортных условиях кампуса ДВФУ.

    Вы говорили, что университету нужна система замещения российских студентов на иностранных на тех направлениях подготовки, потребность в которых временно отпадает в России. Как это будет?

    Никита Анисимов: Речь о том, что необходим внятный механизм замещения студентов на образовательных программах в случае падения заказа на выпускаемых специалистов в нашей стране. Ежегодно контрольные цифры приема в вуз распределяются по конкурсу. Например, уже известно, что у нас на 2019/2020 учебный год сильно снизился бюджетный набор на машиностроительное направление подготовки. Но это не повод закрывать всю специальность. Нельзя закрывать машиностроение на Дальнем Востоке, даже если госзаказ был снижен по тем или иным причинам. Значит, мы должны обеспечить замещение, пусть временное, и обучать иностранцев из тех государств, где есть спрос на развитие машиностроения. Так мы сохраняем специальности, которые в силу перехода в цифровую эпоху менее популярны, и одновременно продвигаем российскую образовательную систему и культуру.

    Поделиться