31.10.2018 17:18
    Поделиться

    Жители дома в Петербурге оказались заложниками правил приемки лифтов

    В редакцию "РГ" обратились жильцы одной из двенадцатиэтажек по проспекту Кузнецова - уже больше месяца они вынужденно занимаются физкультурой, так как лифты ни в одной из семи парадных не работают. Причем "зависли" подъемники сразу после ремонта. Эксперты обращают внимание на массовость таких случаев в Петербурге и поясняют - дело в новой процедуре приемки оборудования, которая оказалась перегружена "бумажными" доработками.

    К замене лифтов в многоэтажке на проспекте Кузнецова приступили в начале весны. А так как в каждой из парадных их по два, то, чтобы не нарушать привычный ритм жизни дома, ремонтировали кабинки по очереди. Пока монтировали большой подъемник, возить людей в квартиры продолжал маленький, а когда начали чинить его - жильцов стал поднимать уже новый большой. Благодаря такому чередованию все четыре с половиной месяца, что шли работы, петербуржцы жили спокойно и ждали запуска второй кабинки. Однако по завершении работ не только она не двинулась с места, но и остановилась уже запущенная.

    Причина - заключение инспектора Ростехнадзора, который не дал добро на введение лифтов в эксплуатацию. Жильцы уверяют: серьезным в списке нарушений можно назвать только одно: запускать новую кабину во время ремонта другой монтажники не могли без записи в паспорте лифта о его технической готовности.

    - Но дело в том, что в нашем доме очень много пожилых людей, и в СМУ нам просто пошли навстречу, иначе мы бы все эти месяцы поднимались и спускались пешком, - рассказывает житель дома Ефим Лесман.

    Пенсионер и инженер-энергетик заверяет - остальные имеющиеся в акте недочеты требуют в основном "бумажных" доработок, еще некоторые можно было исправить оперативно, не прибегая к отключению всех лифтов. В монтажной организации петербуржцу это подтвердили.

    По другим адресам ситуации отличаются в деталях, но суть та же - даже если шахту и оборудование обновляют достаточно быстро, то сами подъемники начинают работать на месяцы позже. Так было, например, в некоторых домах Московского и Василеостровского районов.

    Корреспонденту "РГ" специалисты подтвердили: задержки при вводе - явление нередкое, причем не только в Северной столице. Девяносто процентов нарушений касаются именно документации. Началось это с введением новых правил приемки лифтового оборудования, согласно которым контроль его эксплуатации теперь осуществляет территориальное представительство Ростехнадзора. Соответствующее постановление правительства РФ вступило в силу 30 августа 2017 года. Процедура проводится в два этапа: сначала собственник лифта (управляющая компания или ТСЖ) направляет в Ростехнадзор заявление, прикладывая к нему более 50 документов. Если с ними все в порядке, инспектор в течение десяти дней должен выйти на контрольный осмотр и выдать разрешение, а если выявлены нарушения, - акт контрольного осмотра. После устранения замечаний в течение пяти дней он повторно выходит на объект.

    Девяносто процентов нарушений касаются именно оформления документации

    - Но так случилось, что само понятие "контрольный осмотр" и его механизм до сих пор четко не определены. Кроме того, отдельные положения постановления правительства ПП РФ N 743 выглядят достаточно "сырыми", и сейчас это признается в том числе Ростехнадзором. Отрасли нужно было какое-то время, чтобы понять и правильно сформулировать требования данного документа, прийти к одинаковой трактовке новых требований, - комментирует Игорь Янукович, региональный представитель Национального лифтового союза по СЗФО.

    Осложняет процесс еще и требование, по которому управляющая компания (или любой другой собственник лифтов) должна назначить и обучить человека, ответственного за работу лифтов. Без него, опять-таки, разрешение надзорное ведомство дать не может. Проблемой сложившуюся ситуацию назвала глава Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Марина Акимова. Она в том числе обратила внимание на финансовую сторону вопроса: есть требования к профессиональной квалификации сотрудника, отвечающего за лифты, на обучение которого нужно потратить тысяч двадцать рублей.

    В общественной организации "ЖКХ Контроль" тоже говорят об избыточном административном регулировании и приводят вот какие цифры: около 25 процентов обращений к ним - именно жалобы, связанные с ремонтом лифтов, срывом сроков или тем, что они не введены в эксплуатацию после замены. В целом, отмечают специалисты, процедура приема оборудования необоснованно усложнена и продолжает требовать отладки. Известно, правда, что поправки в действующее постановление уже готовятся. В Северной столице тем временем до конца года обещают отремонтировать более 780 лифтов, но сколько из них успеют поехать к 2019-му - пока вопрос.

    Когда верстался номер

    Жильцы дома на проспекте Кузнецова сообщили "РГ", что все лифты в их доме наконец-то заработали. Теперь обитатели всех 504 квартир могут спокойно пользоваться подъемниками, без которых в общей сложности они прожили 32 дня.

    Поделиться