- Нас в семье было восемь детей. Мы ходили в школу, все носили пионерские значки, в общем, обычная история. Мама работала дояркой, и когда я училась в старших классах, она стала брать меня на ферму. Я с детства любила животных, мне понравилось возиться с коровами, и после школы я приехала в Ленинград, поступила в ветеринарный институт, - вспоминает женщина.
В большом городе Малле Богачева, которая носила тогда фамилию Пииримяге, поначалу чувствовала себя потерянной. Она говорила на русском, но думала на своем родном языке - это даже не эстонский, а особый выруский диалект. Но все-таки отучилась, два года проработала в Эстонии ветеринаром, вернулась в Псковскую область, в 1991 году вышла замуж за ладного русского парня, переехала в деревню Гусенец, устроилась в местный колхоз.
Между тем, из деревень, где еще недавно кипела жизнь, люди бежали в большие города, многие уезжали в Эстонию. Малле работала в колхозе до последнего, говорит, не могла бросить буренок. А когда колхоз закрылся, они с мужем едва не впали в отчаяние. На руках четверо маленьких детей, супруг Малле хоть и работает на заводе, но самой ей в таких условиях оставаться домохозяйкой нереально. Работы в деревне нет. Малле стала искать варианты и нашла вакансию в соседнем Изборске. В музей-заповедник требовалась уборщица - устроилась мыть полы.
- Никакая работа не зазорная, - говорит женщина. - Коллектив у нас сложился дружный, все сотрудники душой болели за развитие музея. Через год Малле повысили до смотрителя, а еще через шесть в деревне Сигово у музея появился филиал - усадьба народа сето. Богачевой предложили его возглавить, и она, недолго думая, согласилась.
В конце девяностых в Псковской области заговорили о народе сето, о необходимости сохранения его традиций. Когда Малле устроилась в музей, там уже вовсю собирали данные о сето. А найти их не так уж и просто: у сето не было своей письменности, а многие представители народа, который тогда еще не был официально признан, разъехались по крупным городам или перебрались в соседнюю Эстонию. А вот у самой Малле нашлось много этнографического материала. С детства она привыкла жить в соответствии с традициями, которые были приняты в ее семье, бережно сохраняла старинные вещи, помнила песни, местные сказки. Сейчас артефакты, переданные Богачевой и другими сето, хранятся в музее Сигово. Здесь стараются показать, чем жил этот народ в будни и праздники.
Сето - православные, но у них сохранился ряд языческих традиций, которые до сих пор с интересом изучают этнографы. Раньше в сетоских деревнях в одном из домов непременно ставили пеко - деревянную фигуру бога плодородия. Считалось, что он защищает деревню. Один из пеко хранится сейчас в музее. "На всякий случай", - говорит Малле Богачева.
Сето жили сельским хозяйством, выращивали лен, держали коров. Пока мужчины были в поле, женщины управлялись по дому. Главой семьи, безусловно, считался мужчина, но при этом сетоские женщины могли позволить себе отдых. Например, на Масленицу всю домашнюю работу брали на себя мужчины, а дамы-сето гуляли так активно, что представители сильного пола старались вообще не показываться на улицу, чтобы случайно "не нарваться". Малле говорит, что дело не в эмансипации и уж тем более не в феминизме: "Жизнь в деревне была настолько сложная, что это как-то всех уравнивало".
У сето оригинальный народный костюм. Мужчины носили светлые шерстяные пальто и черные шляпы, женщины надевали традиционные для финно-угорских народов юбки и рубахи, но при этом до рождения внуков появлялись на улицах с фибулой - массивным нагрудным серебряным украшением. Вообще, про сето есть поговорка, что сетоскую женщину сначала слышно, а потом видно.
Помимо фибулы дамы носили цепочки, медальоны, общий вес украшений достигал шести килограммов. Сейчас, правда, сетоское серебро сохранилось в основном в музее: в одних семьях украшения были изъяты в периоды репрессий, в других просто потеряны. Специально для национальных праздников сето заказывают себе реплики у современных мастеров.
А еще у сетоской женщины дома всегда целый набор варежек. Это тоже традиция. Зимы в районе Печор холодные, и считалось, что пока девушка на выданье не навяжет себе сто пар варежек, замужем ей делать нечего.
- Ну вы сами подумайте, как без варежек-то, - призывает Малле. - Вот придет к вам гармонист, вы чем с ним будете расплачиваться, если денег неудобно давать? Варежками, конечно. Поможет кто-нибудь - как отблагодарить? Конечно, варежки подарить: и в хозяйстве пригодятся, и память останется. В общем, варежки у нас - это универсальная валюта.
Когда Малле стала работать в музее-усадьбе народа сето в Сигово, в музейном деле наметился новый тренд - интерактивность. Музеи, особенно с этнографической ноткой, стали уходить от строгих стендов с академическим описанием экспонатов, во всех регионах стали искать какую-то "изюминку".
- Мне начальство говорит, нужно тоже что-то придумать. Я думала-думала и предложила варить сыр, - вспоминает Малле.
У Богачевых на столе всегда стоит миска свежесваренного сыра с тмином. Это традиционное блюдо сето, такой сыр всегда готовила мама Малле. Сделать сыр просто, испортить его, как говорит Малле, практически невозможно. И помимо традиционной экскурсии по дому сето она стала устраивать посетителям мастер-классы по варке сыра.
Результат превзошел все ожидания. Туристы потянулись, и сейчас в большинстве туров из Пскова в Изборск и Печоры, посещение усадьбы сето стало обязательным пунктом. В Сигово начали устраивать летние этнографические лагеря для детей, нет-нет, да и заезжают в деревню и крупные чиновники. И все варят сыр.
Этой весной усадьбе подарили корову. Буренка по кличке Мони официально стоит на балансе музея, а живет в доме Богачевых. С развитием усадьбы ее обитатели стали популяризировать и другие блюда сето. Малле учит посетителей варить манный мусс, печь пироги с начинкой из жареного лука.
- Через кухню можно понять, чем жили люди, - считает заведующая музеем. - Сето никогда не были богаты, поэтому ингредиенты всех блюд очень простые и дешевые, сама еда готовится быстро, ведь времени на то, чтобы хлопотать целый день на кухне, ни у кого не было.
Кухня сето идет в массы - Малле охотно делится кулинарными секретами с посетителями.
А с языком все не так радужно. Во время праздников звучат старинные песни, поговорки, но в жизни сами сето все чаще используют русский или эстонский. Увы, победить общие тенденции стремительно глобализирующегося мира не в силах даже самые отчаянные энтузиасты.
Справка "РГ"
Сето - малочисленный народ, относящийся к финно-угорской этнической группе. В научной среде есть две теории относительно его происхождения. Часть исследователей считает сето наряду с ливами или ижорцами частью автохтонного этноса, по другой версии, народность сформировалась в XIX веке на территории западных районов Псковской области и восточных волостей Эстонии. Долгое время сето записывали как эстонцев. Тем не менее сами сето с этим не согласны, указывая на то, что большинство из них являются православными, у них сохранился свой язык и уникальные традиции. Сейчас в Псковской области проживают около 200 сето, в Эстонии с этой национальностью идентифицируют себя порядка 20 тысяч человек.
С 2010 года сето официально входят в единый перечень малочисленных народов России.
Манный мусс
Сварить манную кашу на морсе из клюквенного или смородинового варенья, добавить сахар по вкусу, взбить, разлить по чашкам и остудить.
Сыр с тмином
На килограмм творога взять литр молока, три яйца, 200 грамм сливочного масла. В сотейник выложить творог и залить молоком, разбавленным водой. Поставить на огонь, помешивать до отделения сыворотки. Откинуть творожную массу на дуршлаг, переложить в кастрюлю, вылить взбитые яйца и перемешивать на среднем огне до появления однородной массы, добавить соль и тмин по вкусу. Готовый сыр вылить в глубокую тарелку.