В Петрозаводске подвели итоги экспедиции по "Осударевой дороге"

Российские историки до сих пор ищут знаменитую "Осудареву дорогу" Благодаря новому секретному пути Петр I в 1702 году провел гвардейцев Семеновского и Преображенского полков и протащил волоком два фрегата от Белого моря к Онежскому озеру - от селения Нюхча до Повенца. И одержал важную победу над шведами - вывел Россию к Балтике. По лесам и болотам солдаты и крестьяне преодолели 160 верст за восемь суток. Но уже не одно десятилетие ученые спорят: а тащил ли император суда? Это реальный факт или легенда?

В последние годы экспедиция в Беломорский район по поиску следов волока кораблей проходит регулярно. Известный карельский журналист Сергей Никулин занимается ими с 1993 года. В 2016 году была создана общественная организация "Осударева дорога", и в этом году ее члены, теперь уже на средства президентского гранта, снова поехали в экспедицию. Нашли два неизвестных фрагмента "Осударевой дороги".

Однако начнем с истории. Наказ на строительство дороги дали Петр I и глава Посольского приказа Федор Алексеевич Головин. По этому поводу есть и документ от 8 июня 1702 года. Наказ поручен Михаилу Щепотеву, сержанту бомбардирской роты Преображенского полка, Ипату Муханову, а вслед за ними Автоному Головнину и Михаилу Волкову, поручику и адъютанту, провести "опись проведывания ближайшего пути". Работы предположительно начались в 20-х числах июня 1702 года. А уже 14 июля Щепотев и Муханов с "Осударевой дороги" сообщили Петру в Архангельск: "А дорога вся в отделке". Фактически на ее строительство потребовалось порядка 20 суток.

- Ширина дороги - три сажени, это около шести с половиной метров. Всегда измеряем рулеткой, и почти везде получается одинаково, - говорит Никулин. - Мы ее научились видеть даже там, где сейчас сплошной лес - заметны края, камни. Очень мудро сделана дорога - как бы вписана в естественный ландшафт, найдены варианты с наименьшими трудозатратами.

И это не лень русского мужика, а его природная расчетливость. Экономия собственных сил. На вопрос о том, правда ли по лесам тащили большие корабли, Никулин советует прочитать книгу Павла Кротова "Осударева дорога 1702 года: пролог основания Санкт-Петербурга".

Очень мудро сделана дорога - как бы вписана в естественный ландшафт

- Автор отыскал челобитную крестьян, которые как раз и тащили фрегаты, - рассказывает он. - Там говорится: "... а людей, что было в (Нюхоцкой) волости, всех головами больше ста человек взяли суда провожать сухим путем к Повенцу". Провожать сухим путем - и есть волок. Кроме того, в Карелии опубликован Соловецкий летописец, где сказано о двух яхтах, а в походном журнале Семеновского полка есть упоминание о судах. Да и зачем тогда было делать такую широкую дорогу, если она предназначалась только для перехода людей и подвод?

Известный карельский историк Михаил Данков думает по-другому. Он считает, что фрегаты не тащили, в качестве аргумента приводит в том числе гравюры Адриана Шхонебека, голландского художника, который являлся участником легендарного рейда. Его работа, опубликованная в 1713 году в так называемой "Марсовой книге", называется "Взятие Нотебурга". И на ней нет крупных парусных судов.

- То есть не было фрегатов? Но зачем тогда строили дорогу?

- Чтобы тайно переместить лучшую часть российской армии в Ижорию, к району боевых действий. Карл XII в этот момент, ничего не подозревая, атаковал Краков. И вдруг как снег на голову русские оказываются под цитаделью Нотебург и забирают у шведов этот ключ к Балтике, - увлеченно рассказывает Данков. - Петр еще в Архангельске, всячески обеспечивая тайну и скрытность операции, распускал через иностранных агентов слухи, будто собирается "в Норвегу". Он желал действовать наверняка - и у него получилось. Так что дорога от Белого моря к Балтике роль свою выполнила.

Доктор исторических наук Павел Кротов, на книгу которого ссылался Сергей Никулин, на научно-практической конференции в Петрозаводске заявил, что в шведских архивах найдены архивные доказательства того, что фрегаты тащили. Так, на шведской карте обозначены два судна при осаде Нотебурга, лежащие на фарватере. Одно называют "царской галерой". Поэтому профессор считает сам факт волока фрегатов доказанным.

А вот доктор исторических наук Евгений Анисимов из Санкт-Петербурга ссылается не только на авторитетные письменные источники, но и на народную память. Местное население до сих пор использует термин "Государев клоч" - это насыпной холм, который специально сделали для царя. Он здесь отдыхал и обедал, лицезрел свое войско и отдавал приказы. Холм существует и поныне. "Гора Щепотева" связана с именем Михаила Щепотева. А жители Нюхчи ходят охотиться и рыбачить по "Осударевой дороге" - так и называют. Вот только "корабельных" топонимов на местных картах нет.

Кстати

Возраст дороги определяли с помощью дендрохронологического, радиоуглеродного и биологического анализа. Древесину, взятую с "Осударевой дороги", датировали началом восемнадцатого века. Хотя историки и говорят, что новые доказательства найдены и точки в спорах поставлены, однако работа на этом не заканчивается. В следующем году экспедиция снова отправится в Беломорский район искать новые артефакты на "Осударевой дороге". Энтузиасты хотели бы сделать хотя бы часть ее туристическим маршрутом.