Ринат Шамилевич, после трагедии в "Зимней вишне" случилось еще несколько резонансных пожаров. Все - с жертвами. Вы предлагаете радикальные меры, чтобы предотвратить опасность. Бизнес воспримет их как крайне жесткие - особенно внезапные проверки или визы пожарных инспекторов, без которых нельзя будет построить ни кинотеатр, ни торговый центр. Найдете поддержку у законодателей?
Ринат Еникеев: Чтобы уменьшить число пожаров и избежать гибели людей, необходимо ужесточать требования пожарной безопасности. МЧС России подготовлен целый ряд инициатив, в их числе возвращение пожарным инспекторам функций надзора за объектами строительства, которых, как известно, мы лишились более 10 лет назад.
Когда вы готовили свои предложения, то советовались с законодателями? Вы уверены, что законопроекты пройдут и вас поддержат?
Ринат Еникеев: Нас поддержали депутаты Госдумы.
Ими, кстати, был подготовлен и свой собственный законопроект, который наделяет МЧС правом осуществлять надзор при строительстве и реконструкции объектов, торговых центров в том числе, проводить экспертизу и выдавать заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.
Депутаты начали работу над этим законопроектом сразу после трагедии в торговом центре "Зимняя вишня". Разумеется, МЧС работало над этим документом вместе с депутатами.
Статистические данные указывают на то, что в 80 процентов случаев, когда принимаются объекты с массовым пребыванием людей, там присутствуют "пороки" в строительном проектировании в области пожарной безопасности - как на стадии экспертизы проектов, так и на стадии приемки их в эксплуатацию.
В итоге добросовестные предприниматели приобретают или арендуют эти помещения, через несколько лет к ним приходит пожарный инспектор и выявляет массу нарушений. То пути эвакуации спланированы так, что проходят через лифтовые холлы. То тамбур-шлюз сделан не по нормам, то огнезадерживающие клапаны не установлены. То парковки сделаны так, что пожарной машине не развернуться или козырек мешает выдвинуть лестницу… И инспектор понимает: чтобы устранить эти нарушения, надо чуть ли не все здание ломать. Для бизнеса в этом случае он становится врагом, у него складывается ненормальное отношение к работе государственных органов, и я его понимаю.
А вот если бы пожарный инспектор участвовал на каждом этапе строительства объекта, то этих ситуаций можно было бы избежать.
На какой стадии рассмотрения находится сейчас этот законопроект?
Ринат Еникеев: 17 ноября должен быть подготовлен отзыв правительства на депутатский законопроект. Сейчас мы ведем обсуждение с другими заинтересованными министерствами - это минэкономразвития и минстрой, разногласия, конечно, есть, но вместе мы стараемся прийти к какому-то единому решению.
А что касается вступления закона в силу, я думаю, что при самых лучших стечениях обстоятельств это произойдет не ранее 2020 года. Но наводить порядок в строительстве и эксплуатации любых зданий надо как можно быстрее. Это принципиальная позиция МЧС.
У ваших подчиненных инспекторов есть большие проблемы с проверками объектов, у которых много собственников. Как и когда вы ее планируете решать?
Ринат Еникеев: Чтобы ее решить, надо упростить для инспекторов порядок проведения проверок объектов. Сейчас это одна из первоочередных задач, Госдума с МЧС России уже разработали соответствующий законопроект.
Что происходит сейчас? МЧС проверяет не конкретный торговый центр, а юридических лиц, которые работают в нем. И для того чтобы организовать такую проверку, нужно иметь информацию обо всех этих юридических лицах, которые владеют, пользуются, распоряжаются имуществом, установить их статус, внести их в план проверок. А когда инспектор придет с этой проверкой, могут смениться и собственники, и арендаторы. В этом случае ему ничего не останется, как развернуться и уйти.
Предприниматели это знают и активно пользуются правовой лазейкой. Незадолго до назначенной проверки они перерегистрируются и получают отсрочку, и так может продолжаться до бесконечности.
Поэтому мы считаем, и депутаты нас в этом поддержали, что инспектор должен проверять здание целиком по конкретному адресу, а не искать владельцев, собственников и так далее. Наоборот, они должны искать инспектора, чтобы тот их проверил. Для нас это был бы идеальный вариант.
К плановым проверкам можно подготовиться заранее - открыть эвакуационные выходы, включить все системы. Инспектор уйдет, и опять несколько лет можно не думать о вопросах пожарной безопасности…
Ринат Еникеев: Такая проблема тоже известна, и у нас есть решение - позволить инспектору проводить профилактический рейдовый осмотр объекта в служебное время без предварительных уведомлений. И делать это без предупреждения собственников, арендаторов, охранников и так далее.
В этом случае инспектор придет, посмотрит сам в общедоступных местах, открыты выходы или закрыты, есть системы защиты или нет. Если возникает подозрение, что там что-то не работает, то мы обращаемся в прокуратуру и инициируем внеплановую проверку.
В случае же, если мы фиксируем нарушение сразу, то приглашаем собственника, можем даже журналистов позвать, фиксируем это актом и на месте применяем меры административного воздействия. Может быть, вплоть до приостановки эксплуатации объекта через решение суда.
МЧС не хочет сделать плановые проверки более частыми?
Ринат Еникеев: Частота плановых проверок зависит от категорий риска объектов, которые были введены с внедрением риск-ориентированного подхода в 2017 году. Объекты высокой категории риска проверяются сейчас раз в три года, значительного - раз в четыре, среднего - 7 лет и так далее. Всего пять категорий риска.
Но сейчас МЧС России подготовило проект постановления правительства о внесении изменений в положение о Государственном пожарном надзоре, и к пяти существующим степеням риска добавится "чрезвычайно высокая".
Изменится и периодичность проверок: объекты чрезвычайно высокого риска будут проверять раз в год, высокого риска - раз в два года и так далее. К высокой категории риска будут отнесены объекты с массовым пребыванием людей - это и торговые центры, и библиотеки, и детские центры, и кинотеатры. Так что проверки действительно будут проводиться чаще.