Самой молодой главе поселения в Челябинской области 24 года

Подъезжая к "владениям" Ксении Ликеровой, приходится резко сбавить скорость. Областная дорога Бродокалмак - Кирды перед селом Сугояк превращается в сплошь покрытую наледью "гребенку". Полтора километра чувствуем себя как в танке, идущем в атаку по пересеченной местности.

В Сугояке располагается ставка здешнего главнокомандующего. Занимает часть здания детского сада, о чем свидетельствует вывешенный над крылечком триколор. С учетом юного возраста главы, избранной на пост в возрасте 24 лет от роду, размещение мэрии в детском саду выглядит очень символично. Интересно, шутят ли на этот счет односельчане? Однако первые встречные жители Сугояка, как выяснилось, относятся к Ликеровой очень серьезно.

- Вам туда, - показывает в сторону детского сада крепкий мужичок в унтах и зимней камуфляжной куртке. - Глава у нас молодая, но дельная, не сомневайтесь!

По сельским меркам Сугояк - столица. В вытянувшемся вдоль озера селении проживает более 700 человек. Вниз по улице - небольшая площадь с побеленным известью памятником погибшим на войне односельчанам и новенькая часовня. По другую сторону сквер, почтовое отделение, рядом амбулатория и Дом культуры. Вот и весь деловой центр.

По обе стороны от Сугояка - села Кирды и Усольцево с населением 350 и 370 человек. Так что всего под началом Ликеровой почти полторы тысячи человек, для которых она, по отзывам односельчан, уже сделала больше, чем прежний глава за два срока.

- Прежний-то глава от меня в кабинете запирался или убегал сразу, - вспоминает местная жительница Валентина Каленикова. - А у Ксении всегда дверь открыта.

Вот только журналистов Ксения Бахчановна, как ее вежливо величают в мэрии, как выяснилось, не жалует:

- Приезжали как-то ваши коллеги и написали не о наших проблемах, которых я никак решить не могу, а о том, какая я молодец! Но это же неправильно. От таких статей у людей только негатив и недоверие к власти! Нужно наболевшие вопросы поднимать!

К примеру, ужасная дорога. Она областного подчинения, но "продавить" ремонт никак не удается. Даже к министру на прием ездили, просили. Ответил, что есть трассы куда поважней, "а у вас население маленькое, потерпите еще немного". Или уличное освещение: на три села в этом году удалось купить всего 18 светодиодных ламп. Или пожарные резервуары. Установка каждого обойдется поселению в 700 тысяч рублей. А собственных доходов за год собралось не более 250 тысяч. На весь Сугояк - всего четыре предпринимателя да одно крестьянско-фермерское хозяйство.

Однако за перечислением невзгод потихоньку начинает проступать и характер девушки. Оказывается, фермеры здорово помогают: вывозят из поселения мусор, а зимой чистят дороги. Предприниматели спонсируют участие детских команд в спортивных мероприятиях и покупают подарки для победителей местных конкурсов. Население регулярно выходит на субботники, сами строят детские и спортивные площадки.

- Все три села очень разные, - рассказывает словно о родных детях Ксения Ликерова. - Кирдынцы очень дружные. Если в селе кто-то одинокий умер, они его в складчину хоронят и устраивают поминки. Не хотят, чтобы человека погребли абы как за казенный счет. Нужна была новая скважина - пробурили. Хотели оградить футбольное поле - оградили. Мы им только с материалами помогли.

В Сугояке очень активные ветераны. Всегда готовы выйти на субботник, и молодежь за ними подтягивается. А в Усольцево больше всего молодежи, есть семьи, где по трое - шестеро детей. Но там люди живут на особицу. Может быть, потому, что там пока нет единомышленников, способных повести за собой остальных. В селе ведь очень важно понимать, что сегодня поможешь ты, а завтра помогут тебе!

По пути в сельскую амбулаторию (где нашему водителю в качестве эксперимента за несколько минут сделали кардиограмму и получили ее описание из Челябинска) эту простую мысль подтверждает 80-летняя пенсионерка Ираида Никитина.

- Я теперь нашей Ксюше - главная помощница. Она в наш многоквартирный дом - вон тот, глядите - N 82, помогла воду и канализацию провести. А ведь всю жизнь на улицу ходили!

С новой амбулаторией вышло не сразу. Мало было сделать ремонт - нужно было искать медперсонал. Сначала Ксения отправляла информацию о вакансиях во все медицинские вузы. Но из выпускников никто не отозвался. И тогда начала искать специалистов в социальных сетях. Через некоторое время откликнулась женщина-терапевт из Челябинска. За ней устроился педиатр, вернулась бывшая медицинская сестра. Все прибывшие из Челябинска специалисты получили служебное жилье и подъемные (по целевым программам "Земский доктор" - один миллион рублей и "Земский фельдшер" - 500 тысяч рублей. - Ред.). Во время визита в медучреждение Ликерова сообщила, что скоро в него проведут скоростной интернет.

Комментарий

Ирина Гехт, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно- продовольственной политике и природопользованию:

- Сельское поселение - сложная территория, где при минимуме ресурсов приходится выполнять сложнейшие задачи. Население должно быть удовлетворено жизнью, качеством образования, здравоохранения и социальной защиты. И все эти задачи ложатся на плечи сельского главы. Современная российская реальность: там, где недостаточно ресурсов и много работы, за дело берутся женщины. И поэтому уровень власти в селах более всего представлен ими. Сегодня из 18 с лишним тысяч сельских поселений в России около семи тысяч возглавляют женщины. А это добрая треть. И Челябинская область не исключение - в ней женщины возглавляют 63 из 226 сельских поселений.

Биография

Ксения родилась в селе Усольцево в семье школьной учительницы и тракториста. Уже в пять лет родители отдали ее в школу. Не из-за каких-то выдающихся способностей, хотя читать и считать она к тому времени уже умела. А просто потому, что в селе закрылся единственный детсад, а родители постоянно были на работе. К 13 годам Ксения закончила "девятилетку" и поступила в Челябинский юридический колледж. Утром училась, а во второй половине дня подрабатывала продавцом-универсалом в супермаркете, чтобы помогать матери, которая к тому времени осталась одна. Содержать двух детей на учительскую зарплату было непросто. В 16 лет, по окончании техникума, вернулась домой и устроилась юристом в районное управление образования, а параллельно поступила на заочное отделение академии правосудия. Получив высшее образование, работала в отделении пенсионного фонда. А когда объявили конкурс на место главы поселения, подала заявку безо всякой надежды на успех. И неожиданно для себя победила.

Блиц-интервью

Как решились попробовать себя в роли главы?

Ксения Ликерова: Во-первых, хотелось сделать что-то хорошее для родных мест. А во-вторых, нужно было куда-то расти - стала понимать, что стою на месте, и очень переживала по этому поводу. Понимала, конечно, что будет непросто, но на тот момент у меня уже был восьмилетний юридический стаж и опыт общения с людьми в клиентской службе управления пенсионного фонда.

Какой день запомнился больше всего?

Ксения Ликерова: Наверное, первый рабочий день в администрации. До него я всегда выполняла чьи-то указания, и тут вдруг сама оказалась руководителем. Это очень необычные ощущения и совсем другой уровень ответственности.

Есть ли у вас цель?

Ксения Ликерова: У меня очень много личных и профессиональных целей. Но если говорить о качестве жизни, то прежде всего хотелось бы газифицировать Усольцево и Кирды, а еще добиться ремонта непроезжей дороги. Правда, иногда мне кажется, что это несбыточные мечты.

Положа руку на сердце, что в работе сельского главы самое трудное?

Ксения Ликерова: Самое трудное - говорить людям "нет". А приходится часто - проблем много, а бюджета хватает только на зарплаты и оплату коммунальных услуг. Желание работать появляется, когда люди это понимают и поддерживают тебя, несмотря ни на что.