Снижение нефтяных котировок стартовало с четырехлетних максимумов (85-86 долларов за баррель) в первую неделю октября. С того момента цена упала на 20 долларов, или 25 процентов. Рынок опасался санкций США против иранского экспорта нефти, закладывая премию в цены, но по мере приближения к часу икс (5 ноября) опасения рассеивались, так как стремительно росла сланцевая нефтедобыча в США, не спадало давление из-за международных торговых войн и все чаще звучали прогнозы о замедлении темпов роста мировой экономики.
Катализатором падения нефти стала публикация ежемесячного отчета ОПЕК, в котором картель заговорил о грядущем профиците предложения нефти в мире, постепенном росте запасов сырья и высокой добыче в странах вне ОПЕК. "В итоге для того, чтобы сохранить рынок в относительно сбалансированном состоянии, членам ОПЕК будет необходимо "поделиться" частью рынка и пойти на сокращение добычи в 2019 году, о возможности которого накануне заявляли генсек ОПЕК и представители Саудовской Аравии", - подчеркивают аналитики Нордеа банка. Василий Карпунин из "БКС Брокер" обращает внимание и на снижение рублевой цены бочки, которая во вторник переписала трехмесячный минимум. В результате индикатор потерял более 20 процентов от исторических максимумов начала октября, коснувшись отметки 4450 рублей.
Курс рубля проявил устойчивость к коррекции на нефтяном рынке, слабея не так значительно, как другие валюты развивающихся рынков, зависящие от нефти (например, бразильский реал и мексиканское песо). "Наша задача последние несколько лет была создать такую макроэкономическую конструкцию, которая была бы устойчива к внешним шокам. Цены на нефть на 25 процентов упали, а ситуация остается устойчивой, - заявил 14 ноября министр экономического развития России Максим Орешкин. - Сейчас мы видим одновременно и резкое падение краткосрочных цен на нефть, мы видим сокращение внешней задолженности - все это в целом добавляет нервозности для рынков, но по сравнению с 2014 годом, при том, что можно в определенной степени проводить параллели с этими ситуациями, финансовые рынки и экономика в целом более или менее устойчивы" (цитата по ПРАЙМ).
Устойчивость рубля во многом связана с отменой покупок валюты ЦБ и сохраняющимся высоким сальдо платежного баланса (когда денежный поток, поступающий в страну из-за границы, выше встречного). Более того, локальную поддержку оказывает начинающийся налоговый период, указывают аналитики банка "Санкт-Петербург". Так, в четверг уплачиваются страховые взносы (585 миллиардов рублей), 26 ноября - НДС, НДПИ и акцизы (еще 935 миллиардов рублей). Усиление санкций против России или дальнейшее падение нефти может поднять доллар до 70 рублей, полагают аналитики, при этом в долгосрочном плане на курс повлияют новости о возобновлении покупок ЦБ, но пока о таких планах не заявлялось.
"Де-факто такая инертность рублевого актива в отношении нефтяной ценовой конъюнктуры, на наш взгляд, явно демонстрирует, что основным фактором в рубле является санкционный риск, - уверен главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. - Переход курса рубля в девальвационный канал с закреплением выше 67 рублей за доллар, по нашим оценкам, был продиктован новым витком активизации санкционной риторики США в отношении РФ по направлению "химических" санкций". Однако этот фактор больше не давит столь сильно на курс рубля, так как, по данным агентства Bloomberg, Конгресс США не успевает рассмотреть законопроект о санкциях против России в этом году.
По мнению аналитика, не стоит ждать и скорого отката доллара к 65 рублям, так как при ослаблении "санкционной хватки" внимание инвесторов переключится на динамику нефти. А динамика сырья - наиболее неопределенный и опасный фактор влияния на курс рубля.