14.11.2018 20:08
    Поделиться

    Директор Эрмитажа рассказал о творческих связях с Италией

    Благодаря открытому конкурсу директорами ведущих музеев в Италии стали 20 иностранцев
    В рамках деловой программы Культурного форума одним из главных событий станет обсуждение итальянской музейной реформы.

    Почему этот эксперимент так интересен и значим для всего мира музеев, о тесных творческих связях Эрмитажа с Италией "РГ" рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

    Италия традиционно очень значима для Эрмитажа, достаточно ли Эрмитаж присутствует в самой Италии?

    Михаил Пиотровский: Эрмитаж очень серьезно присутствует в Италии. И это "большое присутствие" проявится у нас на Культурном форуме, главными гостями которого являются как раз итальянцы. Они, во-первых, привезут к нам и покажут некоторые важные музейные предметы, в частности, музейные вещи из Помпей, которые станут этакой "закуской" к большой выставке из Помпей, которая ожидается в Эрмитаже на будущий год. Пока не очень ясно, какие будут на выставке вещи из Венеции - но они обязательно будут.

    На форуме будет внимательно обсуждаться итальянская музейная реформа. В Италии действительно произошла большая, обратившая на себя внимание всего музейного мира, реформа музейного дела. В результате которой музеи приобрели автономию, получили 20 иностранных директоров, не итальянцев. Показали примеры и образцы сочетания государственных музеев с частными. Мы собираемся эти чрезвычайно интересные примеры и весь итальянский музейный эксперимент обсуждать на форуме вместе с директорами итальянских музеев и новым министром культуры Италии Альберто Бонизоли, который также будет нашим гостем. И это самая главная тема и событие форума.

    В чем суть итальянского музейного эксперимента?

    Михаил Пиотровский: В ликвидации бюрократической системы. В воссоздании автономии музеев. В подключении к участию в музейной жизни частного сектора экономики. В открытых конкурсах на директорские должности, в результате которых директорами итальянских музеев и стали 20 иностранцев. Это очень смелые решения. Но все до конца мы узнаем, когда итальянские музейщики приедут на форум. Кстати, решение приехать к нам для них - тоже смелое. Потому что в самой Италии существуют очень разные мнения по поводу прошедшей реформы, а министр культуры, ее проведший, уже не министр.

    В Эрмитаже прекрасная итальянская коллекция, наша задача - сделать ее всю доступной зрителю

    Итальянская музейная система всегда была, конечно, не косной, но одной из самых жестких в мире, а сейчас стала очень передовой. Послушаем на форуме их собственные оценки происшедшего.

    Выходит, итальянские музейщики теперь впереди планеты всей? Инноваторы музейного дела?

    Михаил Пиотровский: В музейных делах нет ничего "под одну гребенку": все предлагают свои варианты. Но сейчас их предлагает Италия, рискнувшая "размочить", что ли, свою музейную систему - очень традиционную, забюрократизированную, министеризированную. Они все поменяли, и мы попросим рассказать на форуме, как теперь у них это выглядит самом деле. Как возникла большая ориентация на зарабатывание музеями денег. Мы лучше все поймем, услышав их рассказы. И я не сомневаюсь, что возникнет хорошая дискуссия.

    А параллельно будут проходить выставки и концерты итальянской барочной музыки. Для этого из Италии привезут клавикорды, когда-то подаренные Екатериной II Доменику Чимарозе, композитору и лучшему клавесинисту при русском императорском дворе. Эти клавикорды выставлены в Эрмитажном театре, там, где пройдет концерт.

    На форуме также будет презентация большой книги, посвященной скульптурам Антонио Кановы и представляющей художественные фотографии его работ.

    У Эрмитажа в Италии есть друзья?

    Михаил Пиотровский: Да, в Италии есть две организации, связанные с деятельностью нашего музея в этой стране. Это ассоциация итальянских друзей Эрмитажа во Флоренции, которая организует поездки из Италии в Эрмитаж и создает этакую "витрину" нашего музея, причем хорошую. А вторая организация - "Фонд "Эрмитаж-Италия", штаб-квартира которого раньше располагалась в Ферраре, а теперь переехала в Венецию, на площадь Сан-Марко. Этот фонд организует стажировки эрмитажных сотрудников в Италии и помогает итальянцам писать статьи и исследовательские работы по истории русско-итальянских отношений в сфере искусства. Он также издает каталоги итальянских эрмитажных коллекций и является организатором различных выставок Эрмитажа в Италии и Италии в Эрмитаже. У нас, например, в декабре, в Венеции откроется большая выставка "Руины будущего", посвященная тематике руин в мировом искусстве. А в трудовом районе Венеции - Местре - мы откроем выставку "Санкт-Петербург: художники, коммерсанты, меценаты". В ноябре в Кальяри, на Сардинии, откроется выставка "Цивилизация Средиземноморья", в которой мы будем участвовать наряду с музеями Сардинии.

    На Севере Италии, в Марке, в октябре откроется выставка, посвященная Лоренцо Лотто - с большим участием Эрмитажа.

    "Скорчившийся мальчик" Микеланджело Буонарроти в декабре будет показан в Риме. А в марте у нас в Эрмитаже откроется большая выставка "Помпеи: боги, люди, герои" из Национального музея Помпей. Мы, кстати, очень задружились с Неапольским археологическим музеем и недавно провели у них "круглый стол" (я участвовал в нем) на тему "Стратегия музеев в современном мире". А в помпейских Стадиях каждый год работает археологическая экспедиция Эрмитажа.

    В 2018 году в Эрмитаже также были интересные "итальянские" выставки.

    Михаил Пиотровский: Да, у нас в этом году прошла знаменитая выставка из Италии "Лангобарды. Народ, изменивший историю". А выставка "Арте повера" познакомила наших зрителей со знаменитым современным итальянским "бедным искусством".

    Сотрудничают ли российские и итальянские реставраторы?

    Мы регулярно участвуем в салоне реставраторов в Ферраре. Это самый престижный салон такого рода, и каждый год наши мастерские делают там мастер-классы.

    Вместе с итальянцами мы провели замечательный семинар по проблемам реставрации фресковой живописи в Великом Новгороде. На материале местных мастерских работали новгородские, эрмитажные и итальянские (из Ватикана и других музеев) реставраторы. Это были итоговые работы над довольно близкими и Италии, и России фресками. Причем восстановление фресок шло из кусочков.

    У нас подписано соглашение с банком Интеза о том, что он и Ростех будут спонсорами наших больших выставок. Мы планируем, например, выставку Пьеро делла Франческа. Сейчас, правда, с нею возникли некоторые организационные сложности. Но в любом случае у нас есть важные спонсоры для того, чтобы дать художественный ответ любым трудностям.

    Италия может подсказать рецепт работы с церковным искусством?

    Михаил Пиотровский: Я только что был во Флоренции, где проходила конференция "Искусство и достоинство", которую проводил музей главного собора Флоренции Санта-Мария-дель-Фьори. А потом у нас на конференции говорил о том, что мы черт-те что обсуждаем, а между тем музей флорентийского собора и сам собор уже нашли рецепт, как им жить, кого и как к себе впускать, с кого брать деньги, а с кого нет. И ставят вопросы о том, как показывать религиозное искусство нерелигиозным людям, как обсуждать его с ними, как привлекать меньшинства, как осваивать "азиатскую" музейную толпу.

    А в Ватикане состоялась выставка-конференция "Превентивная реставрация", где я сделал доклад "Как защитить Эрмитаж от туристов". В нем все будет посвящено рассказу о том, что мы делаем в случае огромного наплыва посетителей, как защищаем от них наши памятники и как ведем реставрационные работы.

    Италия - особая тема у Эрмитажа? Париж, Лондон, Амстердам для вас не менее важны?

    Михаил Пиотровский: Конечно, Италия важна для нас прежде всего потому, что общество наших друзей (такое же есть и в Нидерландах, а во Франции, например, нет) и фонд "Эрмитаж-Италия" все время что-то организуют - издаются книги, делаются выставки, устраиваются "круглые столы" и научные конференции, проходят реставрационные мастер-классы и стажировки. Я думаю, это своего рода образец целой самостоятельной и системной культурной политики.

    Особое значение Италии для Эрмитажа началось с покупки коллекции Барбариго?

    Михаил Пиотровский: Италия - страна великого искусства. А для Эрмитажа таланты и все талантливое - всегда самое важное и главное. У нас прекрасная итальянская коллекция, и одна из наших главных задач - сделать ее всю доступной. Ну или издать. И мы издаем - по-русски, по-итальянски - том за томом. По-итальянски вышло уже пять томов, представляющих итальянские живопись, скульптуру и разные музейные вещи.

    К нам приходили картины из многих итальянских коллекций.

    Сейчас в Париже открывается выставка античного искусства из коллекции маркиза Кампана, совместная - Эрмитажа и Лувра. Кампана был папский банкир, легко обращавшийся с чужими деньгами для того, чтобы создать свою коллекцию римской скульптуры. Когда его за это посадили, коллекцию продали. И с подачи Степана Александровича Гедеонова (ставшего потом директором Эрмитажа и купившего нам "Мадонну Конестабиле" и Мадонну Литта) Эрмитаж приобрел эту коллекцию вместе с Лувром. Ее разделили пополам. Хотя нет, не пополам: мы взяли лучшее. А сейчас мы объединяем эту когда-то разделенную коллекцию вместе и делаем выставку. Как воспоминание об итальянской коллекции - сначала в Лувре, потом в Эрмитаже, а затем в Риме, в Капитолийском музее. Это будет выставка про римское искусство, собранное в Италии и перекочевавшее потом в другие европейские страны.

    Такой круговорот постоянно происходит с разными музейными коллекциями.

    Ну и, конечно, Эрмитаж всегда будет помнить, как покупались и вывозились в Эрмитаж из особняка Барбариго работы Тициана и другие итальянские шедевры.

    Справка

    В дни VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Римском дворике Эрмитажа будет представлен ряд знаменитых экспонатов из Археологического парка Помпеи и Национального археологического музея Неаполя. Из парка Помпеи в Эрмитаж прибудут фрески "Дионис и Ариадна" и "Александр и Роксана" (обе - Casa del Bracciale d’oro); камея "Вакх и Ариадна" (Casa di Marco Fabio Rufo); кратер (Casa di Giulio Polibio). Также можно будет увидеть ряд артефактов из собрания национального археологического музея Неаполя. Это мраморная статуя Конкордии Августы, фреска "Ахилл и Скиро", фреска "Геракл и Омфала" и бюст Тиберия (бронза).

    Кстати

    Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге подготовил интереснейшую брошюру "Италия в Эрмитаже", в которую вошел полный и подробный обзор работ итальянских мастеров, находящихся в коллекциях Эрмитажа. И прежде всего - эрмитажной коллекции итальянского Ренессанса, уникальность которой, как известно, в том, что в ней представлены работы всех "титанов" Возрождения, включая Микеланджело.

    "Основные шедевры живописи итальянского Ренессанса пришли в Эрмитаж из собрания Кроза в 1772 году - это и "Святое семейство" Рафаэля, и "Юдифь" Джорджоне, и "Даная" Тициана, и "Оплакивание Христа" Паоло Веронезе, и "Рождение Иоанна Крестителя" Тинторетто, - отмечают авторы брошюры. - Основателем собрания стал Пьер Кроза, которому удалось создать самую богатую частную коллекцию в Париже, состоявшую из более чем 400 картин, 19 000 рисунков и около 1500 резных камней.

    Так как у него не было прямых наследников, он завещал основную часть коллекции своим племянникам - сначала она перешла маркизу Луи Франсуа дю Шателю, а затем - к барону Луи Антуану де Тьеру. После смерти последнего в 1770 году его наследники решили продать коллекцию. В переговорах о приобретении собрания для Екатерины II участвовали Франсуа Троншен, известный коллекционер из Женевы, сотрудничавший с российским двором, Фридрих Мельхиор Гримм, литератор и энциклопедист, агент русского двора в Европе, князь Дмитрий Алексеевич Голицын, русский посланник во Франции, а также прославленный энциклопедист Дени Дидро, с которым Екатерина состояла в переписке. После оценки коллекции Франсуа Троншеном совместно с другими коллекционерами в 1772 году коллекция картин поступила в Эрмитаж".

    Поделиться